Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Самопознание. Урок вежливости. 2 класс Полынкова Надежда Анатольевна СОШ №66 Г. Караганда Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. Задачи: - открывать значение слова вежливость; - подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Оборудование: таблицы, карточки; тест “Оцени свою вежливость”; словари русского языка по этике., словари синонимов и антонимов. I. Организационный момент II. Актуализация знаний. На уроках риторики мы учимся говорить и писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей. В этом нам помогают различные средства общения. – Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке) - Какое средство общения спряталось под знаком ?. (Дети говорят, что "улыбка") – Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. – Улыбнитесь друг другу. – Улыбнитесь мне. – Как стало на душе? (Радостно) III. Постановка учебной задачи. – А вот герою стихотворения С. Михалкова «Лапуся» почему-то не до улыбки, нерадостно. Давайте найдём причину и поможем ему. 1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”. Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. Скажет папа: – Дверь открой! Притвори ее, герой! – Я ему в ответ сердито Отвечаю: – Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, Все равно я ей грублю. Очень деда обожаю, Но и деду возражаю... Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить, А они ко мне: – Голубчик, Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне: – Внучок, – Ляг, лапуся, на бочок! Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю. 2. Анализ стихотворения. – Почему мальчику нерадостно? Отчего он грубит? Нам предстоит ответить на эти вопросы. Ответы детей: Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. В любой ситуации нужно вести себя вежливо. - К сожаленью, возникают ситуации, когда и вы недостаточно вежливы в общении друг с другом. IV. Открытие детьми нового знания – Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.) – Что такое вежливость? (Ответы детей.) – А вот как понимают вежливость друзья Гены-крокодила, мы узнаем из учебника, который откроем на с. 106. 1. Работа с учебником с.106 – 107 (Чтение ответов по книге.) – Какой тебе ответ больше понравился? - К какому средству общения можно отнести ответ Чебурашки? (Вежливая речь) - О какой вежливости говорит лев Чандр? (Вежливые манеры, привычки) - Что под вежливостью понимает пони? ( Добрые дела) - А теперь сделаем вывод. Из чего складывается вежливость? Вежливая речь Вежливые манеры, Добрые дела привычки ВЕЖЛИВОСТЬ (ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ) – С помощью вежливых слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела. - Какие добрые дела вы делаете для своих близких? А для посторонних людей? – А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике. Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”. V. Первичное закрепление 1. Самостоятельная работа в группах. первая группа – подобрать синонимы к слову «вежливый» вторая группа – разбор и объяснение данных ситуаций третья группа – составить из данных слов словосочетания четвёртая группа - разбор и объяснение данных ситуаций 1 группа ВЕЖЛИВЫЙ Учтивый корректный уважительный невежливый обходительный галантный некорректный неуважительный любезный негалантный непредупредительный необходительный предупредительный любознательный неучтивый нелюбезный 2 группа Любезный вопрос Невежливый взгляд Предупредительный жест Галантный поступок Некорректный вид 3 группа Ситуация №1: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? Ситуация №2: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 7 до 9 лет? Ситуация № 3: Лене надо срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна…». Что бы вы посоветовали Лене? 4 группа Ситуация №1: -- Добрый вечер, сынок! -- Мамочка, здравствуй! Я так рад тебя видеть! Ситуация №2: -- Как ты себя чувствуешь, дедушка? -- Плохо. Мне нужно купить лекарства. -- Очень жаль! Но не переживай! Пока! Спешу на тренировку! Ситуация № 3: -- Андрей! На перемене ты случайно толкнул Сашу, он разбил колено, до сих пор течёт кровь. -- Но я же извинился. ( тексты сопровождаются рисунками) 2. Проверка работы (по одному, два ученика от группы) VI. Самостоятельная работа. Тест “Оцени свою вежливость” Оцениваем баллами: “да” – 2 балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0. – Подсчитайте баллы. Поднимите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! У вас с вежливостью всё в порядке, так держать! – У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны к своим словам и поступкам. VII. Домашнее задание. Ваши родители по этому тесту оценят вашу вежливость. А затем я оценю степень вашей вежливости, и вместе решим, действительно ли вы можете себя назвать «вежливыми людьми». VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности – Что нового узнали про себя или для себя? – Как понимаете смысл этого выражения слов? Скажите мне доброе слово, А я приумножу его. Самооценка собственной деятельности на уроке. – У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят: – Этот человек умеет сам себя воспитывать. | |
Просмотров: 3292 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|