Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

Урок вежливости 2 класс
Самопознание.
Урок вежливости.
2 класс
Полынкова Надежда Анатольевна
СОШ №66
Г. Караганда

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи:
- открывать значение слова вежливость;
- подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Оборудование:
таблицы, карточки;
тест “Оцени свою вежливость”;
словари русского языка по этике., словари синонимов и антонимов.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.
На уроках риторики мы учимся говорить и писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей. В этом нам помогают различные средства общения.

– Какие средства общения вы знаете? (Работа по цепочке)
- Какое средство общения спряталось под знаком ?.
(Дети говорят, что "улыбка")

– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу,
глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет.

– Улыбнитесь друг другу.

– Улыбнитесь мне.

– Как стало на душе? (Радостно)

III. Постановка учебной задачи.

– А вот герою стихотворения С. Михалкова «Лапуся» почему-то не до улыбки, нерадостно. Давайте найдём причину и поможем ему.

1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”.

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

– Почему мальчику нерадостно?
Отчего он грубит? Нам предстоит ответить на эти вопросы.

Ответы детей:


Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. В любой ситуации нужно вести себя вежливо.
- К сожаленью, возникают ситуации, когда и вы недостаточно вежливы в общении друг с другом.
IV. Открытие детьми нового знания

– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)

– Что такое вежливость? (Ответы детей.)

– А вот как понимают вежливость друзья Гены-крокодила, мы узнаем из учебника, который откроем на с. 106.

1. Работа с учебником с.106 – 107 (Чтение ответов по книге.)

– Какой тебе ответ больше понравился?
- К какому средству общения можно отнести ответ Чебурашки? (Вежливая речь)
- О какой вежливости говорит лев Чандр? (Вежливые манеры, привычки)
- Что под вежливостью понимает пони? ( Добрые дела)
- А теперь сделаем вывод. Из чего складывается вежливость?

Вежливая речь Вежливые манеры, Добрые дела
привычки

ВЕЖЛИВОСТЬ (ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ)

– С помощью вежливых слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
- Какие добрые дела вы делаете для своих близких? А для посторонних людей?

– А вот так дается объяснение слова вежливость в словаре по этике.

Ученик: “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

V. Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа в группах.
первая группа – подобрать синонимы к слову «вежливый»
вторая группа – разбор и объяснение данных ситуаций
третья группа – составить из данных слов словосочетания
четвёртая группа - разбор и объяснение данных ситуаций

1 группа
ВЕЖЛИВЫЙ

Учтивый корректный уважительный невежливый обходительный галантный некорректный неуважительный любезный негалантный непредупредительный
необходительный предупредительный любознательный неучтивый нелюбезный

2 группа
Любезный вопрос
Невежливый взгляд
Предупредительный жест
Галантный поступок
Некорректный вид

3 группа
Ситуация №1: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?»
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

Ситуация №2: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 7 до 9 лет?
Ситуация № 3: Лене надо срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна…». Что бы вы посоветовали Лене?
4 группа
Ситуация №1: -- Добрый вечер, сынок!
-- Мамочка, здравствуй!
Я так рад тебя видеть!

Ситуация №2: -- Как ты себя чувствуешь, дедушка?
-- Плохо. Мне нужно купить лекарства.
-- Очень жаль! Но не переживай! Пока! Спешу на тренировку!

Ситуация № 3: -- Андрей! На перемене ты случайно толкнул Сашу, он разбил колено, до сих пор течёт кровь.
-- Но я же извинился.
( тексты сопровождаются рисунками)

2. Проверка работы (по одному, два ученика от группы)

VI. Самостоятельная работа. Тест “Оцени свою вежливость”

Оцениваем баллами: “да” – 2 балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.

– Подсчитайте баллы. Поднимите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы!
У вас с вежливостью всё в порядке, так держать!

– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны к своим словам и поступкам.

VII. Домашнее задание. Ваши родители по этому тесту оценят вашу вежливость. А затем я оценю степень вашей вежливости,
и вместе решим, действительно ли вы можете себя назвать «вежливыми людьми».

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Что нового узнали про себя или для себя?

– Как понимаете смысл этого выражения слов?

Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

– У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твёрдый характер. Про такого говорят:
– Этот человек умеет сам себя воспитывать.
Категория: Самопознание | Добавил: Надежда73 (2013-02-16) | Автор: Надежда
Просмотров: 3282 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru