Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Методическая разработка Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках «Самопознания» Гоголева А.И. сш №7 им. Ю.А.га[b]гарина[/b] «Творческая работа» на уроках «Самопознания» - важная часть групповой и индивидуальной деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания. Практически все задания на уроках «Самопознания» носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы... Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества. Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Ее элементы вводятся уже в начальной школе и в классах основной ступени. Однако работа над долгосрочными проектами предусмотрена с 9 класса. Задача учителя — создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь старшеклассникам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск. В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, классификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником. Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям. На практике проектная деятельность помогает учителю использовать деятельностно - ценностный и личностно - ориентированный подходы к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное — раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя. "Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Проектная деятельность в старших классах Класс Тема Название проекта Содержание проекта Методические рекомендации 8 класс С радостью в сердце. « Дарите радость людям» Создать проект акции радости. Воплотить во дворе дома, в школе. Предложить учащимся в качестве домашнего задания. Подготовить фотоотчет, описать свои впечатления. 8 класс Я, ты, мы. «Общее дело» Придумать общее дело, которое было бы интересно мальчикам и девочкам класса. Воплотить его. Разделить учащихся на 2-3 группы. Дать возможность выступить представителям каждой группы. 8 класс Творим будущее. «Моя школа (дом, улица, двор или город) в будущем» Придумать, что будет представлять выбранный объект в будущем. Провести сопоставительный анализ будущих изменений с его сегодняшним днем. Задание является итоговым и выполняется на уроке. Подготовка к заданию осуществляется дома(выполнить рисунки, фотографии, подготовить вырезки из журналов, материалы из Интернета) 9 класс Долгосрочный проект (1 год). «Мое поколение» 1 этап. Исследование учеником собственного «Я» 2 этап. Исследование «Мой класс» 3 этап. Исследование «Мой молодой современник» 4 этап. Обобщение исследовательского материала На защиту творческих проектов выделяется 2 часа. Защиту творческих проектов организовать в виде праздника, на который будут приглашены гости: учителя, родные, друзья учеников. Оформить выставку творческих работ учащихся: коллажей, рисунков, сочинений, мини-проектов, которые они выполняли в течение года. 9 класс Выбор пути. «Построение личной профессиональной перспективы» Разработать план действий, необходимых для правильного выбора будущей профессии. Рекомендовать учащимся обратиться к опыту старших. Целесообразно организовать экскурсии в учреждения города. 9 класс Слагаемые успеха. «Мои шаги к успеху» Составить план своего успеха, цели и пути достижения цели (самообразования) Задание для самостоятельной работы. Организовать выставку, видеосюжеты, пригласить на урок успешных людей. 9 класс Жизнь – бесценный дар «Мой чистый город» Исследовать экологическую ситуацию в городе. Создать проект по улучшению экологической ситуации Предварительно прочитать рассказ Ч.Айтматова о выборах мэра Токио. Для создания обстановки сотрудничества рекомендуется разделить учащихся на 2-3 группы. 10 класс Долгосрочный проект (1 год). «Мое призвание» 1 этап. Теоретический смысл и значение понятия «призвание» 2 этап. Исследование собственного «Я» 3 этап. Составление программы деятельности. 4 этап. Обобщение исследовательского материала. Презентация выводов. Каждый этап проекта учащиеся представляют учителю для анализа. При защите творческих проектов создать праздничную атмосферу, пригласить гостей: учителей, родителей, друзей учеников. Оформить выставку творческих работ учащихся: коллажей, рисунков, сочинений, мини-проектов, которые они выполняли в течение года. 10 класс В семейном кругу. «Модель отношений современного сына (дочь) с родителями» Составить модель отношений современного сына (дочь) с родителями Подготовить заранее перечень характеристик современных детей. Учащиеся дополняют своими наблюдениями. 10 класс Человек в виртуальном пространстве. «Сайт для юношества» Создать сайт для юношества, стоящего на пороге выбора жизненного пути. Задание может быть дано на дом как для индивидуальной, так и для групповой работы. 10 класс Со временем сверяя шаг. «Мое будущее» Составить карту ожидаемых результатов «Мое будущее». Отразить предполагаемые достижения и способы движения к цели. Форму выполнения задания каждый учащийся выбирает произвольно. Это может быть таблица, схема, рисунок и т.п.. 10 класс Счастье человека «Счастье человека» Разработать модель счастливого человека. Использовать материалы проекта «Мое призвание». По завершению оформить выставку работ. 11 класс Долгосрочный проект (1 год). «Энциклопедия взрослой жизни» 1 часть. Как открыть в себе яркую индивидуальность. 2 часть. «Искусство жить среди людей» 3 часть. Спасение мира в моих руках. 4 часть. Поиск истины. При защите творческих проектов создать праздничную атмосферу, пригласить гостей: учителей, родителей, друзей учеников. Оформить выставку творческих работ учащихся: коллажей, рисунков, сочинений, мини-проектов, которые они выполняли в течение года. Работа с долгосрочными проектами 9 класс – проект «Мое поколение» 1 этап –Исследование учеником своего собственного «Я». Загляните в себя и попробуйте ответить на вопросы: • Как ваша жизнь совпадает с сегодняшним временем? • Уверены ли вы, что умеете самостоятельно мыслить? • Считаете ли себя личностью? • Случалось ли вам идти на сделку с совестью? • Находите ли в себе силы при любых обстоятельствах оставаться независимой личностью? • Что для вас означают такие понятия, как честь, собственное достоинство? • Вы нашли человека, которому можете рассказать о себе? Или вы один? • Ради чего живете? В чем видите смысл жизни? • Кого любите? К чему равнодушны и почему равнодушны? • В какие минуты живете по-настоящему? Что содержат в себе эти минуты, часы, дни? • Что потрясло вас? Может быть, внешне незаметное, но переворачивающее душу? • Как бы вы преобразили мир? Может быть, вы хотите задать себе и другие вопросы? Проведите самоанализ, попробуйте разобраться в себе и подготовьте самопрезентацию, в которой попытайтесь раскрыть свое «Я». Расскажите о своих успехах, достижениях, трудностях, поделитесь секретами успеха, расскажите о своем хобби. 2 этап – Исследование «Мой класс» Вам предстоит обобщить сведения о своих одноклассниках. Каковы их внешность, интересы, увлечения, устремления? Какие вопросы волнуют? Какие проблемы у них существуют? Какие профессии привлекают? Кто из них, на ваш взгляд, смог бы стать руководителем, врачом, художником, артистом, инженером? Каким вы видите будущее своих одноклассников? Подумайте, как отражает ваш класс свое поколение? С этой целью постарайтесь больше узнать о своих одноклассниках: одним из путей будет самопрезентация каждого из вас. Организуйте культпоход на природу в выходные дни, обсуждение совместно увиденного кинофильма, услышанного концерта, прочитанной книги. Итогом может стать интересная коллективная газета с зарисовками, фотографиями, заметками о каждом из вас или видеоролик, где отражено самое интересное, что вы открыли в своих товарищах. 3 этап – Исследование «Мой молодой современник» Посмотрите на свое поколение в целом. С этой целью обратитесь к СМИ. Кто из молодых людей был героем наиболее интересных передач, газетных и журнальных публикаций? Какие поступки сделали их известными? Что любят читать, смотреть, слушать? Зайдите на молодежные сайты в Интернете. Что волнует ваших ровесников? Какие темы они обсуждают с наибольшим интересом? Какие жизненные цели ставят? Как стремятся к самовыражению? Соотнесите эту информацию с тем, что вы знаете об одноклассниках. Это и будет вашим исследованием. 4 этап – Обобщение исследовательского материала Вы подошли к завершающему этапу. Предстоит оформить и продемонстрировать результаты своего исследования. Это может выразиться в любой форме: самостоятельно снятом фильме, коллаже, слайдовой презентации, литературном произведении, фотомонтаже... А может быть, вы используете возможности нескольких жанров? Подумайте, кого вы пригласите на презентацию своего проекта. Будет ли он коллективным или индивидуальным? Но главное: что вы откроете в этом себе и миру? Как это повлияет на ваши планы, цели, программу жизни? 10 класс – проект «Мое призвание» 1 этап- теоретический смысл и значение понятия «призвание» Сформулируйте общую цель исследования. Придумайте название каждому этапу, определите круг вопросов, которые планируете исследовать. Заполните таблицу. № этапа Название этапа Вопросы для исследования Вам нужно осмыслить само название «призвание» и проиллюстрировать его примерами из жизни людей, которые раскрыли свое призвание, осуществили свою мечту. 2 этап – Исследование собственного «Я» применительно к профессии Второй этап основан на познании вами своих устремлений, характера, способностей, увлечений, склонностей. Какие виды деятельности даются вам легко и особенно вам интересны? Чем вы любите заниматься в свободное время? Какая область человеческих знаний вас привлекает? В какой сфере жизни хочется попробовать вои силы? Кто из людей является для вас примером, вдохновляет на юные открытия, побуждает к новому познанию? Что помогло раскрыть в себе особые способности, а возможно, и талант? Дополните данные вопросы теми, на которые считаете необходимым ответить в познании себя. Пополняйте исследовательский материал в процессе изучения предмета. 3 этап проекта – составление программы деятельности Третий этап - составление программы деятельности по осуществлению профессиональных и творческих замыслов. Какие ступени, ведущие к реализации цели, вам предстоит пройти? Какие вершины преодолеть? Какие источники познания вы планируете постичь? Какие видите пути постижения особенностей конкретной трудовой деятельности? К каким людям планируете обратиться за помощью, кого считаете своими учителями на этом пути?Дополните данные вопросы актуальными для себя. Дайте на них исчерпывающие ответы. 4 этап проекта- обобщение исследовательского материала. Презентация выводов Четвертый этап — подведение итогов. Это — ваши открытия о себе, других людях, окружающем мире. Возможно, вы ответите на вопросы о том, что такое счастье, как жить в согласии с собой и Миром, как обрести жизненный успех. Откройте для себя значение признания в обретении правильных жизненных ориентиров, в выработке жизненной стратегии. Защита проекта - это выступление перед слушателями о значимости сделанных открытий. Подумайте, в какой форме вы представите материал. для этого составьте план выступления, продумайте логику перехода от одной мысли к другой. Важно, чтобы ваша речь была подкреплена убедительными аргументами, демонстрационным материалом. Все это поможет раскрыть несомненную ценность ваших выводов о признании человека. 11 класс- проект «Энциклопедия взрослой жизни» Вашему вниманию предлагается интересная творческая работа, цель которой — дать знания, умения и навыки, необходимые в будущей взрослой жизни. В процессе выполнения проектных заданий вы научитесь: • ставить перед собой цели и определять средства для их достижения • планировать свои действия и конструктивно решать возникающие проблемы; • выражать свои замыслы и моделировать пути их осуществления; • самостоятельно искать необходимую информацию; • делать расчеты и вносить коррективы в свою профессиональную деятельность и личную жизнь; • выбирать рациональные пути; • строить позитивные отношения с людьми; • творчески взаимодействовать с окружающим миром. Данный проект — это, прежде всего, опыт, который вы приобретете, новые знания и способы действия, которые будете применять в своей жизни, это развитие ваших интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Это создание образа предполагаемой будущей счастливой и успешной жизни. 1 часть – Быть человеком ПРОБЛЕМА: Как открыть в себе яркую индивидуальность? ПРОЕКТИРОВАНИЕ: «Я изучаю себя…», Кто Я есть? Я изучаю себя... Я знаю себя ?!. Я достигаю положительных результатов! Я активно действую?!. 2 часть – Человек и общество ПРОБЛЕМА: Искусство жить среди людей ПРОЕКТИРОВАНИЕ: Какие у меня взаимоотношения с людьми? в семье, школе, в обществе друзей Гармонизация моих взаимоотношений Я разный?!, Я изучаю свои социальные роли, Я достигаю гармонии во взаимоотношениях в семье 3 часть – Мир и человек ПРОБЛЕМА: Спасение мира в моих руках ПРОЕКТИРОВАНИЕ Глобальные проблемы современного Мира. Я в решении проблем Мира. Я изучаю проблемы Мира… Я знаю проблемы Мира… Я ищу пути решения проблем. 4 часть – Мир человечества ПРОБЛЕМА: Поиск Истины ПРОЕКТИРОВАНИЕ Пути к Истине Я выбираю свой путь. Я узнаю… Я анализирую…. Я выбираю… Проекты могут иметь и прикладную направленность. В декабре 2011 года на Республиканский экологический конкурс детских бизнес - проектов был представлен проект «Островок Радости», разработанный по теме урока самопознания «Жизнь – бесценный дар». Проект Панина Игоря, ученика 6 класса и Ибрагимова Эмиля, ученика 8 класса, созданный под моим руководством выиграл сертификат на 50000тг для его реализации. Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: 1. В проектной деятельности создаются оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, поскольку подобного рода знания, чувства и опыт поведения формируются в процессе поиска решения личностно значимых проблем. 2. Духовно-нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в системе проектной деятельности, реализующейся на трёх взаимосвязанных уровнях: базовом, продвинутом и творческом. На каждом последующем уровне виды проектной деятельности детей постепенно усложняются – от информационных и практико-ориентированных проектов к исследовательским и творческим. 3. В качестве ориентировочной основы деятельности младших школьников целесообразно предложить им алгоритм работы над проектом. 4. Педагогу необходимо сопровождать и контролировать поисково-творческую деятельность детей на каждом этапе работы над проектом, акцентируя внимание на достижении её воспитательных задач. | |
Просмотров: 9858 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|