Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Жизнь прекрасна, когда творишь её сам Софи Марсо …Школа в переводе с латыни – лестница, это духовное восхождение человека… На самом деле Школа в Учителе. А учитель в переводе с Санскрита означает «Носитель света»… Эти слова Шалвы Александровича Амонашвили напрямую относятся именно к учителю, ведущему самопознание. А еще они относятся ко всему учительству, потому что каждый учитель - предметник – будь то математик, или словесник – прежде всего Учитель, открывающий ученику его самого. Как Амонашвили говорит в одной из своих притч – «Если отважился воспитать человеку ребенка – верни его крылатым». Отсюда, Учитель, какой бы предмет он не преподавал – есть учитель самопознания. И в тему – притча: «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки, какой – нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…» Философия самопознания такова, что изменения, которые происходят в личностном развитии воспитанников, создаются не прямым нравоучением и показом образца, а только собственными усилиями ребенка в условиях, которые создает учитель. Именно поэтому мне хотелось бы обратить ваше внимание на технологическое обеспечение урока по самопознанию. Я говорю о педагогической технологии достижения нужного результата. А именно – изменений в структуре личностных свойств – отношений, убеждений, чувств и поведения ученика; именно его разностороннее развитие, формирование критического мышления, ценностных ориентаций, его личностное становление и самоопределение, которое выступает в качестве глобальной цели школьного образования. Моё знакомство с технологией развития индивидуальности личности произошло в начале 2-хтысячных годов. Но именно в преподавании предмета «Самопознание» эта технология, на мой взгляд, приобретает своё настоящее значение. Начнем с того, что мы подразумеваем под понятием «личность» и «индивидуальность». По мнению, канд. психологических наук, старшего научного сотрудника Института развития личности РАО О.И. Моткова, ЛИЧНОСТЬ – только мотивационная сфера психики, которая побуждает, направляет, организует, оценивает и регулирует поведение. Мотивация является организатором и регулятором поведения, а исполнителем – психические механизмы памяти, внимания, восприятия, мышления, сознания и подсознания, речи, моторики. Таким образом, мотивация – побудительный источник активности личности, ведущий фактор регуляции поведения, совокупность стойких внутренних побуждений человека. В процессе управления педагогической деятельностью – мотивация выступает как необходимое условие для перевода внешних целей обучения и воспитания во внутренние. При этом, как подчеркивают педагоги-исследователи и психологи, управлять формированием мотивации учебной деятельности или тем более саморазвития, самосовершенствования гораздо труднее, чем формировать действия и операции. Говоря другими словами, гораздо труднее сделать так, чтобы ребенок сам хотел получать знания, развиваться, менять себя и свой внутренний мир. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ в трудах Якиманской И.С. рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность человека формируется на основе природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе самопознания, саморазвития, самореализации в различных видах деятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения основным принципом является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом. Самовоспитание своих способностей, самораскрытие их является важным условием реализации индивидуальности ребенка. «Вся эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается ее в состоянии стимулировать и направлять. В этом главное», - писал С.Л. Рубинштейн. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации. В трудах группы ученых под руководством С. Д. Полякова (Ульяновский педагогический университет) введено понятие «Индивидуальность личности». Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Технология развития индивидуальности личности (РИЛ) направлена именно на развитие мотивационной сферы учащихся. Рассматривая личность учащегося как самоуправляемую систему, мы выделили три интегральных, психогенных фактора развития, которые и составляют (используя модель личности К.К. Платонова) саморегулирующий механизм индивидуальности личности, «запускающий» ее развитие: • Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация), • Я - концепция, • Способности личности. Краткая справка о РИЛ – инновации: она относится к числу гибких педагогических инновационных технологий личностно-ориентированного подхода, результат которых принципиально вероятностен, т.к. поведение человека как индивидуальности не может быть определенным, однозначным, точно предсказуемым, в том числе в учебных ситуациях. Именно поэтому «вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих становлению индивидуальности личности. При РИЛ нет заданной последовательности действий педагога. Каждое из линий, направлений РИЛ – обучения обеспечивается в педагогической системе педагога соответствующим банком методов, методических приемов организации учебной работы и коммуникативных техник. Содержание, методы, приемы такой педагогической технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания и саморазвития, в развитии потребности и способности ученика: 1) к самопознанию, интересу к своему «я», своим возможностям, способностям, особенностям личности, результатам своей деятельности – линия «Узнай себя» (познание себя как субъекта жизнедеятельности) 2) к самоопределению, выбору позиций, отношений в интересах своего развития – линия «Выбирай себя» (самостоятельно осознанные выборы учебных целей, задач, заданий и форм учебной работы) 3) к самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала – линия «Проявляй себя» (проявление свей индивидуальности в учебных заданиях и шире – в учебных ситуациях) 4) к совместному развитию с другими людьми в развитии себя через развитие другого – линия «Твори совместно» 5) к саморазвитию, целенаправленному изменению себя как субъекта учения и воспитания ради собственного самосовершенствования, личностной саморегуляции своего психологического развития, притязаний и самооценки – линия «Меняй себя ради себя». Каждое из линий, направлений РИЛ – обучения (или воспитания, или развития) обеспечивается в педагогической системе педагога соответствующим банком методов, методических приемов организации учебной работы и коммуникативных техник, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащихся. Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках личностно ориентированного обучения рассматриваются в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности. Ценностные ориентации и задачи личностно ориентированного образования: • Формирование ценностной определенности и ценностной толерантности. • Формирование конвергентного и дивергентного мышления, поисковой активности. • Формирование самосознания, позитивной Я – концепции. • Формирование самостоятельности. • Формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека. Поскольку учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя и интегрируя различные результаты образования (знания, умения, навыки) и личный опыт, можно говорить о формировании метапредметных результатов образования -компетентностей как универсальных способов деятельности. Отсюда вытекает определение компетентностного подхода, который проявляется в освоении новой деятельности для субъекта, приобретающего умения выполнять неалгоритмизированные (новые) действия. Основными постулатами компетентностного подхода являются: усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности учащихся и их активизация в процессе обучения (т.е. ученик должен сам искать, исследовать, строить своё знание); обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности. Это может быть знакомство с различными видами оценочной деятельности, включение в неё, ситуация оценки и самооценки, показ значимости самооценки для саморазвития и самосовершенствования; ориентация на саморазвитие личности. Главное требование - создание условий для проявления самостоятельности и творчества учеников в решении поставленных задач, возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место уделяется рефлексивной деятельности. Таким образом, мы видим, что технология развития индивидуальности личности органично вписывается в личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Коммуникативный контекст приемов организации учебной работы, направленной на помощь в развитии индивидуальности личности, играет особую роль. Удовлетворяя базовые потребности личности (по А. Маслоу - физиологические, потребности в безопасности, любви и самоуважении, принадлежности и признании), в ходе коммуникации, учитель создает предпосылки для возникновения специфической мотивации роста - потребности в самоактуализации, без которой предложенные школьнику линии РИЛ не будут «оживлены» его собственной активностью. Каковы условия создания мотивации учащихся на развитие? Это: 1. собственное целеполагание ученика в учебной деятельности и в деятельности по самопознанию и саморазвитию, 2. его положительное отношение к учению и развитию, 3. развитые социальные и познавательные мотивы учения и самосовершенствования, 4. удовлетворение потребностей ребенка (от базовых до высших) Таким образом, используя линии развития индивидуальности личности можно отметить те организационные действия педагога, которые порождают развитие нравственно-волевой мотивации учащихся, помимо собственно познавательной, основанной на использовании склонностей и интересов детей, и представить их в схеме: Самопознание Постановка целей самопознания Самоопределение выбор способа, средств достижения цели Самореализация Совместное развитие осуществление деятельности по саморазвитию с последующей корректировкой и кооперация с другими учащимися Саморазвитие анализ достигнутого, постановка новых целей Мотивация связана со способом целеполагания на уроке. Из предложенных способов целеполагания на уроке выберите самые благоприятные для организации мотивации учащихся: 1. учитель дает задание, не называя темы и цели урока, 2. учитель называет тему урока и переходит к формулировке задания, 3. учитель определяет цель урока, говорит о значении ее для усвоения знаний по предмету, 4. учитель организует групповое интервью о значимости цели и темы урока для изучения предмета, 5. учитель организует групповое интервью о том, что знают ученики о теме урока и что еще хотели бы узнать. Целеполагание «от ученика» (вариант 4 и 5) – это постановка самим учеником осмысленной цели для себя, цели, как объекта или способа удовлетворения своих познавательных потребностей или потребностей в саморазвитии. Только в этом случае ребенок станет «субъектом» учения, а не объектом. Объектная модель недостаточна для развития личности ребенка. Cледующий этап для поддержки мотивации к учению – это создание условий для самоопределения учащихся, ведь только там, где есть выбор, формируется самосознание, Я-концепция и потребностно-мотивационная сфера. Самоопределение предполагает выбор: 1. целей, учебных задач, формулировка темы; 2. количества и уровня трудности заданий; 3. времени, срока выполнения; 4. рассмотрение разных вариантов ответов; 5. оценка детьми своей работы, ответов других учеников. Далее – этап организации работы в группах с дифференцированными заданиями. Основные классификационные параметры дифференцированного подхода: 1. уровень владения необходимыми пропедевтическими и сопутствующими знаниями и умениями (чтение, речь, словарный запас и т.п.) 2. степень самостоятельности в обучении 3. степень развитости умственных качеств (память, внимание, логика) 4. когнитивный стиль (по типу модальности – визуал, аудиал, кинестетик; рефлексивный-импульсивный, аналитический- синтетический и т.д.) 5. темп учебной работы 6. специфические личностные качества (темперамент, воспитанность, социометрический статус и т.д.) 7. тип образовательной нацеленности (мотивационные группы) Этап контроля и оценки предусматривает в плане развития мотивации прежде всего самоконтроль и самооценку, взаимный контроль и взаимную оценку учащимися друг друга. Таким образом, управление РИЛ – это управление развитием мотивации учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Только опираясь на знание внутренних механизмов, регулирующих поведение ребенка, педагог способен развивать его индивидуальность личности, т.е. мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика в процессе самопознания и самосовершенствования. Результатная информация на уроках «Самопознания» – измерение личностных изменений, т.к. конечная задача – изменения в индивидуальности личности школьника. Предметом измерения в личностных изменениях являются поступки и действия человека, особенно в ситуации выбора. Именно поступки – удобная единица поведения с точки зрения анализа, их можно считать достоверным индикатором направленности личностных изменений. Если на уроке учитель дает задания-альтернативы и ученик чувствует этот выбор неопасным, то факт его соответствующих действий можно интерпретировать как проявление мотивов, ориентаций ученика на РИЛ. Учителем фиксируется факт выбора типа задания. Обработка: подсчет количества выборов по каждой альтернативе, индивидуальные выборы и в целом по классу в процентном соотношении. Процедуру диагностики желательно проводить в начале 3 четверти, в ее конце и в конце года. Позитивная динамика в сторону интересующих нас выборов показывает успешность РИЛ-обучения и коммуникации педагога с учащимися. «Предмет «Самопознание» - это подарок на всю жизнь тем, кто соприкасается с этим феноменом», - пишет Ж. Рахметова, психолог, преподаватель самопознания в ясли-саду «Айналайын» села Камысты. И очень важно, чтобы педагог, работающий в русле и в философии этого предмета, строил свою технологию работы с учащимися, исходя из создания специальных условий для формирования именно мотивационной сферы и поддержки стремления учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. | |
Просмотров: 5662 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|