Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовила преподаватель специальных дисциплин: Иргибаева Еркеш Балгабаевна.

ПЛАН.

1. Введение.

2. Ключевые компетенции, необходимые в профессиональном становлении молодого человека.

3. Профессиональные компетенции.

4. Навыки, необходимые при подготовке молодого специалиста.

5. Педагогические и методологические подходы при формировании компетенций.

6. Умения, из которых складывается компетентность.

7. Блоки содержания понятия "профессиональная компетентность".

8. Компоненты компетентности.

9. Заключение.


Ключевые слова:

компетентность, психомоторные умения, координационные умения, социальные способности, аксиологические умения, компонент компетентности.

1. Введение.

Идея и термин «компетентности» появились в 70 годы прошлого столетия. Они широко использовались в США и в ряде стран Европы в связи с возникшей тогда проблемой индивидуализации обучения.

Главная идея компетентности состоит в том, что не следует ограничиваться только суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования, сюда еще необходимо включить и те знания, которые приобретаются и вне этой системы.

В качестве средств формирования компетенции выступают общее и профессиональное образование, семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность.

Быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать в данной ситуации полученные или имеющиеся знания и опыт. Компетенции не сводятся только к знаниям и умениям. Хотя без знаний нет компетенции, но в то же время не всякое знание и не во всякой ситуации оно проявляет себя как компетенция.
2. Ключевые компетенции, необходимые в профессиональном становлении молодого человека.

Та компетенция, которая является определяющей, соответствующей наиболее широкому спектру специфики, т.е. являющейся наиболее универсальной по своему характеру и степени применяемости называется ключевой.

К областям развития компетентности относятся учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды, взаимопонимание, движение за благополучие страны и т.д. Определено, что компетенциями должны овладеть люди в возрасте от 15 до 20 лет.

В становлении учащегося профессионалом необходимо иметь:

• психомоторные умения: координационные умения, скорость реакции, ручная сноровка, способность к концентрации внимания и др.;

• общетрудовые качества: практические умения и навыки для широкого круга деятельности в области измерительной техники, охраны труда, обслуживания машин, технологического планирования, технологической диагностики, чтения технической документации и др.;

• познавательные способности: самостоятельность мышления, техническое и пространственное мышления, креативность, способность к решению проблем, оценочные способности и др.;

• персональные или индивидуально-ориентированные способности: надежность, стремление к качественной работе, добросовестность, ответственность, самостоятельность, критичность, уверенность в себе, оптимизм, направленность на конкретные достижения и успех в работе;

• социальные способности (способности, ориентированные на поведение в группе): готовность к кооперации, к установлению контактов, коммуникативные способности, корпоративность и др.

При подготовке молодежи к профессиональной деятельности выделены следующие группы ключевых (определяющих, соответствующих условиям реализации) компетенций, которые необходимо формировать у молодого человека:

• политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность за порученное и выполненное дело, вырабатывать с другими совместно с другими конкретные решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и предприятий, участие в работе демократических институтов;

• межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, толерантность к разным этнокультурам и религиям, понимание и уважение друг друга;

• персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного и профессионального уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способность к саморазвитию;

• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями общения в различных формах и на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

• социально – информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массой информации.

3. Профессиональные компетенции.

В этом наборе компетенций самой главной являются профессиональные компетенции, в которые входят:

1. Овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой.

2. Конструкты проектирования стандартов, представляющие собой «элементы компетенции», в которые входят:

• критерии деятельности (мера качества);

• область применения;

• требуемые знания.

3. Эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места.

4. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющее человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде.
4. Навыки, необходимые при подготовке молодого специалиста.

В становлении учащегося как профессионала большую роль играют базовые навыки, представляющие собой личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Базовые навыки не привязаны к конкретной профессии, не ограничены определенными профессиональными функциями, но они необходимы всем.

Выделены восемь групп базовых навыков:

1. Основные навыки - грамота и счет

2. Жизненные навыки - отношения с другими людьми, навыки самоуправления профессионального и социального роста.

3. Ключевые навыки - коммуникация, решение проблем, коллективная работа.

4. Социальные и гражданские навыки – общественная активность, моральные правила и ценности, сотрудничество.

5. Навыки для получения занятости - обработка информации, приспособляемость к ситуации, самостоятельное принятие решений.

6. Предпринимательские навыки- самостоятельная деятельность, поиск и исследование деловых возможностей.

7. Управленческие навыки- коммуникация, консультирование, аналитическое мышление, тренировка и наставление.

8. Широкие навыки- способность к анализированию, планированию, контролю.

9. Базовые навыки рассматриваются как способ улучшения перспектив обучаемого в получении широкой компетенции.
5. Педагогические и методологические подходы при формировании компетенций.

Компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов.

При этом используются методы:

• проектный;

• творчески- проблемный;

• обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;

• исследование ролевых моделей;

• презентаций идей и т.п.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися.

Дальнейшее развитие профессионального образования в стране может происходить только на основе компетентностного подхода. Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой.

В связи с изменением экономики страны возрастает роль интеллектуального потенциала человека. Особенно это видно в трудовой деятельности человека. Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Еще К.Маркс говорил, что любую вещь человек делает дважды. Первый раз он ее делает в мыслях, создает в памяти ее образ, а потом этот образ человек реализует в жизнь. Создание всякого нового образа опирается на его жизненный опыт, на его знания, умения и навыки. При этом особую роль играют его творческие способности, интеллектуальные умения, практические навыки, т. е. человек должен обладать определенным уровнем компетентности.

Компетентность в переводе от латинского ( competens )- надлежащий; способный. Компетентный человек это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем либо.

Британский психолог Дж. Равен понятие компетентности трактует как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а так же ответственность за свои действия.

Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.
6. Умения, из которых складывается компетентность.

Компетентность складывается из определенных умений. Таковыми являются:

1.Когнитивные (познавательные) умения:

• целенаправленно добывать знания необходимые для полноценного обеспечения своей трудовой деятельности;

• добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности;

• изучать приемы труда для максимального овладения профессией.

2. Проектировочные умения:

• разрабатывать перспективные планы профессионального и личностного саморазвития;

• определять наиболее рациональные виды, приемы и эффективные методы труда и технологии производства;

• прогнозировать желаемые результаты профессиональной деятельности;

• определить эффективность своей профессиональной деятельности и перспективность ее развития.

3. Конструктивные умения:

• рационально использовать все возможности трудовой деятельности;

• рационально использовать возможности инструмента, техники и технологии;

• работать с современными средствами хранения информации (Интернет, библиотеки).

4. Коммуникативные умения:

• устанавливать оптимальные взаимоотношения с членами ученического, педагогического и трудового коллектива;

• излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно, доступно;

• соблюдать распорядок дня и установленные правила поведения на рабочем месте;

• проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях.

5.Организаторские умения:

• организовать свою деятельность;

• организовать трудовую деятельность;

• организовать свое рабочее место.

• отвечать за свои поступки.

6. Аксиологические умения:

• оценивать труд окружающих;

• оценивать ценность оборудования.
7. Блоки содержания понятия "профессиональная компетентность".

Содержание понятия профессиональной компетентности состоит из следующих блоков:

1. Профессионально – личностный, который связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы.

2. Профессионально – деятельностный, который связан с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития.

3. Профессионально-творческий, связанный с готовностью учащегося к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новой техникой и технологией.

Формирование и развитие профессиональной компетентности учащегося заключается в:

• помощи учащемуся в формировании и развитии его профессионально – ценностных ориентаций;

• создании условий для его профессионального развития в стенах училища и в контексте непрерывного образования;

Реализация этих задач требует учета определенных факторов. Таковыми являются:

• Определение общественного и социального смысла понятия компетентность и ее необходимости.

• Дифференцированный учет ценностных ориентаций, потребностей и запросов учащихся.

• Осмысление, усвоение содержания изучаемых предметов.

• Творческое использование имеющихся знаний.

• Изучение, приобретение трудовых навыков по приобретаемой профессии.

• Доведение до совершенства выполнения операций по приобретаемой профессии.

• Требования современной промышленности наличия развитых способностей и высокой квалификации рабочего, его профессиональную мобильность, готовность к инновационной деятельности, творческого роста.

Для формирования и развития профессиональной компетентности необходимо иметь высокий уровень пространственного мышления и графической грамотности. Исследования проведенные А.Д.Ботвинниковым и И.С.Якиманской показали, что у учащихся имеются трудности в выполнении и чтении технической документации, в восприятии чертежа, в создании образов возникаемых в процессе чтения чертежа. Умение создавать образы, оперировать ими в процессе профессиональной деятельности является фундаментом профессиональной компетентности специалиста
. Компоненты компетентности.

Компонентом компетентности являются:

1. Умение планировать свою будущую деятельность, определить ее результаты, производственные последствия. Роль этого компонента особенно возросла в современных условиях, когда эффективность производства прямым образом зависит от рационального планирования расходов на материалы, оборудование, энергии, от проектирования технологии производства.

2. Умение наблюдать является профессионально значимым для специалистов с высоким уровнем компетентности. Такие профессии, как оператор, аппаратчик, водитель нуждаются в такой способности. Умение наблюдать – это интеллектуальная способность, основанная на сознательном выполнении умственных действий: наблюдения, восприятия, опознания, сравнения, прослеживания динамики изменения, установления причин возникновения, выбор мер для устранения отклонений. Умение наблюдать - деятельность необходимая во всех профессиях.

3. Умение управлять производством. Для высококачественного управления производством необходимо хорошо знать технологию производства. Управление может быть непосредственное и опосредственное.

При непосредственном управлении специалист непосредственно включается в технологию, где он непосредственно контролирует качество готовой продукции, а при опосредственном управлении специалист ход технологического процесса контролирует только по показаниям контрольно-измерительных приборов .
9. Заключение.

Под рабочим высокой квалификации понимается новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе производства данной отрасли промышленности в новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функций

Добиться подготовки высококвалифицированного рабочего можно только повышая его компетентность.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте, в чем заключается главная идея компетентности.

2. Опыт каких образовательных учреждений по внедрению новых методик по реализации компетентностного подхода апробировался в Вашем образовательном учреждении?

3. Какие группы ключевых компетенций нужны в становлении учащегося как профессионала?

4. Формируются ли Вами профессиональные компетенции у учащихся при подготовке высококвалифицированного специалиста?

5. Какими педагогическими методами Вы пользуетесь при формировании профессиональных компетенций?

6. Пересислите умения, из которых складываются профессиональная компетентность.

7. Докажите необходимость компетентных специалистов в экономическом развитии страны.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Большая Советская Энциклопедия. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Второе издание. 1956. 671 с. С.322.

2. Надель – Червинская М.А. П.П.Червинский. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах.Т.2.Ростов – на –Дону. «Феникс», 1995. С.544. 94 с.

3. Збаровская Н.В. Поговорим о профессиональных качествах.// Библиотека.2005. №2 с.35 -

4. Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителей в системе повышения квалификации. // Методист. 2002. №5 с.6 - 7.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. –512 с.с.20.

6. Батышев С..Я. Проблемы развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса в ПТУ./ Психологические проблемы профтехобразования. –Ереван,1977, с.72.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт,1998. – 200 с.

8. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании ( К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С.3-13.

9. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №2 с.30-34.

10.Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №4. с.20-24.

11. Зеер Э.,Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования.// Высшее образование в России. 2005. №4 с.23-30

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб.: Питер Пресс, 1997. –608 с.

13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация./ Пер. с англ. –М., «Когито-центр», 2002, -396 с.


Компетентностный подход в образовании и обучении
Оцените материал
1
2
3
4
5
(7 голосов)

Компетентностный подход на сегодняшний день обретает огромную популярность как в системах формального образования – начиная от школы и заканчивая последипломным образованием и повышением квалификации – так и в корпоративном обучении.Стоит прочесть
Профессиональные компетенции - обзор темы
Библиотеки компетенций Smart education
Личностные компетенции
Модель компетенций на службе эффективной работы организации
Все статьи о профессиональных компетенциях

Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет очень практическую и очень практичную философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.

Иными словами, обучающийся должен не только получить некий массив знаний и отработать совокупность умений – по завершении обучения он должен мочь и хотеть делать то, ради чего все обучение и затевалось. Понятно, что разница между двумя этими итогами огромна.

Итак, компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.

По своей природе компетентностный подход в обучении и образовании является очень целевым. Обучается не просто специалист широкого профиля, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. В корпоративном обучении такой способ особенно понятен и целесообразен: сотрудники, которые имеют обширную теоретическую подготовку, но толком не умеют ничего делать, мало кому нужны. А учитывая, что обучение персонала в компаниях ведется с совершенно определенными бизнес-целями, оно и должно быть очень структурированным. Поэтому множество компаний уже считает модели и профили компетенций краеугольным камнем управления персоналом вообще, и системы корпоративного обучения – в частности.

Однако, компетентностный подход может сделать эффективнее и системы формального образования: молодые специалисты, обученные в его рамках, наверняка чувствовали бы себя на рынке труда гораздо увереннее, и легче адаптировались бы в организациях, получив работу.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: siv1973 (2013-03-28) | Автор: Иргибаева Еркеш Балгабаевна E
Просмотров: 2657 | Теги: аксиологические умения, координационные умения, социальные способности, компетентность, психомоторные умения, компонент компетентности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru