Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила преподаватель специальных дисциплин: Иргибаева Еркеш Балгабаевна. ПЛАН. 1. Введение. 2. Ключевые компетенции, необходимые в профессиональном становлении молодого человека. 3. Профессиональные компетенции. 4. Навыки, необходимые при подготовке молодого специалиста. 5. Педагогические и методологические подходы при формировании компетенций. 6. Умения, из которых складывается компетентность. 7. Блоки содержания понятия "профессиональная компетентность". 8. Компоненты компетентности. 9. Заключение. Ключевые слова: компетентность, психомоторные умения, координационные умения, социальные способности, аксиологические умения, компонент компетентности. 1. Введение. Идея и термин «компетентности» появились в 70 годы прошлого столетия. Они широко использовались в США и в ряде стран Европы в связи с возникшей тогда проблемой индивидуализации обучения. Главная идея компетентности состоит в том, что не следует ограничиваться только суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования, сюда еще необходимо включить и те знания, которые приобретаются и вне этой системы. В качестве средств формирования компетенции выступают общее и профессиональное образование, семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность. Быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать в данной ситуации полученные или имеющиеся знания и опыт. Компетенции не сводятся только к знаниям и умениям. Хотя без знаний нет компетенции, но в то же время не всякое знание и не во всякой ситуации оно проявляет себя как компетенция. 2. Ключевые компетенции, необходимые в профессиональном становлении молодого человека. Та компетенция, которая является определяющей, соответствующей наиболее широкому спектру специфики, т.е. являющейся наиболее универсальной по своему характеру и степени применяемости называется ключевой. К областям развития компетентности относятся учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды, взаимопонимание, движение за благополучие страны и т.д. Определено, что компетенциями должны овладеть люди в возрасте от 15 до 20 лет. В становлении учащегося профессионалом необходимо иметь: • психомоторные умения: координационные умения, скорость реакции, ручная сноровка, способность к концентрации внимания и др.; • общетрудовые качества: практические умения и навыки для широкого круга деятельности в области измерительной техники, охраны труда, обслуживания машин, технологического планирования, технологической диагностики, чтения технической документации и др.; • познавательные способности: самостоятельность мышления, техническое и пространственное мышления, креативность, способность к решению проблем, оценочные способности и др.; • персональные или индивидуально-ориентированные способности: надежность, стремление к качественной работе, добросовестность, ответственность, самостоятельность, критичность, уверенность в себе, оптимизм, направленность на конкретные достижения и успех в работе; • социальные способности (способности, ориентированные на поведение в группе): готовность к кооперации, к установлению контактов, коммуникативные способности, корпоративность и др. При подготовке молодежи к профессиональной деятельности выделены следующие группы ключевых (определяющих, соответствующих условиям реализации) компетенций, которые необходимо формировать у молодого человека: • политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность за порученное и выполненное дело, вырабатывать с другими совместно с другими конкретные решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и предприятий, участие в работе демократических институтов; • межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, толерантность к разным этнокультурам и религиям, понимание и уважение друг друга; • персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного и профессионального уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, способность к саморазвитию; • коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями общения в различных формах и на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет; • социально – информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массой информации. 3. Профессиональные компетенции. В этом наборе компетенций самой главной являются профессиональные компетенции, в которые входят: 1. Овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой. 2. Конструкты проектирования стандартов, представляющие собой «элементы компетенции», в которые входят: • критерии деятельности (мера качества); • область применения; • требуемые знания. 3. Эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места. 4. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющее человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. 4. Навыки, необходимые при подготовке молодого специалиста. В становлении учащегося как профессионала большую роль играют базовые навыки, представляющие собой личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Базовые навыки не привязаны к конкретной профессии, не ограничены определенными профессиональными функциями, но они необходимы всем. Выделены восемь групп базовых навыков: 1. Основные навыки - грамота и счет 2. Жизненные навыки - отношения с другими людьми, навыки самоуправления профессионального и социального роста. 3. Ключевые навыки - коммуникация, решение проблем, коллективная работа. 4. Социальные и гражданские навыки – общественная активность, моральные правила и ценности, сотрудничество. 5. Навыки для получения занятости - обработка информации, приспособляемость к ситуации, самостоятельное принятие решений. 6. Предпринимательские навыки- самостоятельная деятельность, поиск и исследование деловых возможностей. 7. Управленческие навыки- коммуникация, консультирование, аналитическое мышление, тренировка и наставление. 8. Широкие навыки- способность к анализированию, планированию, контролю. 9. Базовые навыки рассматриваются как способ улучшения перспектив обучаемого в получении широкой компетенции. 5. Педагогические и методологические подходы при формировании компетенций. Компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. При этом используются методы: • проектный; • творчески- проблемный; • обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие; • исследование ролевых моделей; • презентаций идей и т.п. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися. Дальнейшее развитие профессионального образования в стране может происходить только на основе компетентностного подхода. Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой. В связи с изменением экономики страны возрастает роль интеллектуального потенциала человека. Особенно это видно в трудовой деятельности человека. Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Еще К.Маркс говорил, что любую вещь человек делает дважды. Первый раз он ее делает в мыслях, создает в памяти ее образ, а потом этот образ человек реализует в жизнь. Создание всякого нового образа опирается на его жизненный опыт, на его знания, умения и навыки. При этом особую роль играют его творческие способности, интеллектуальные умения, практические навыки, т. е. человек должен обладать определенным уровнем компетентности. Компетентность в переводе от латинского ( competens )- надлежащий; способный. Компетентный человек это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем либо. Британский психолог Дж. Равен понятие компетентности трактует как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а так же ответственность за свои действия. Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности. 6. Умения, из которых складывается компетентность. Компетентность складывается из определенных умений. Таковыми являются: 1.Когнитивные (познавательные) умения: • целенаправленно добывать знания необходимые для полноценного обеспечения своей трудовой деятельности; • добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности; • изучать приемы труда для максимального овладения профессией. 2. Проектировочные умения: • разрабатывать перспективные планы профессионального и личностного саморазвития; • определять наиболее рациональные виды, приемы и эффективные методы труда и технологии производства; • прогнозировать желаемые результаты профессиональной деятельности; • определить эффективность своей профессиональной деятельности и перспективность ее развития. 3. Конструктивные умения: • рационально использовать все возможности трудовой деятельности; • рационально использовать возможности инструмента, техники и технологии; • работать с современными средствами хранения информации (Интернет, библиотеки). 4. Коммуникативные умения: • устанавливать оптимальные взаимоотношения с членами ученического, педагогического и трудового коллектива; • излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно, доступно; • соблюдать распорядок дня и установленные правила поведения на рабочем месте; • проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях. 5.Организаторские умения: • организовать свою деятельность; • организовать трудовую деятельность; • организовать свое рабочее место. • отвечать за свои поступки. 6. Аксиологические умения: • оценивать труд окружающих; • оценивать ценность оборудования. 7. Блоки содержания понятия "профессиональная компетентность". Содержание понятия профессиональной компетентности состоит из следующих блоков: 1. Профессионально – личностный, который связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы. 2. Профессионально – деятельностный, который связан с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития. 3. Профессионально-творческий, связанный с готовностью учащегося к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новой техникой и технологией. Формирование и развитие профессиональной компетентности учащегося заключается в: • помощи учащемуся в формировании и развитии его профессионально – ценностных ориентаций; • создании условий для его профессионального развития в стенах училища и в контексте непрерывного образования; Реализация этих задач требует учета определенных факторов. Таковыми являются: • Определение общественного и социального смысла понятия компетентность и ее необходимости. • Дифференцированный учет ценностных ориентаций, потребностей и запросов учащихся. • Осмысление, усвоение содержания изучаемых предметов. • Творческое использование имеющихся знаний. • Изучение, приобретение трудовых навыков по приобретаемой профессии. • Доведение до совершенства выполнения операций по приобретаемой профессии. • Требования современной промышленности наличия развитых способностей и высокой квалификации рабочего, его профессиональную мобильность, готовность к инновационной деятельности, творческого роста. Для формирования и развития профессиональной компетентности необходимо иметь высокий уровень пространственного мышления и графической грамотности. Исследования проведенные А.Д.Ботвинниковым и И.С.Якиманской показали, что у учащихся имеются трудности в выполнении и чтении технической документации, в восприятии чертежа, в создании образов возникаемых в процессе чтения чертежа. Умение создавать образы, оперировать ими в процессе профессиональной деятельности является фундаментом профессиональной компетентности специалиста . Компоненты компетентности. Компонентом компетентности являются: 1. Умение планировать свою будущую деятельность, определить ее результаты, производственные последствия. Роль этого компонента особенно возросла в современных условиях, когда эффективность производства прямым образом зависит от рационального планирования расходов на материалы, оборудование, энергии, от проектирования технологии производства. 2. Умение наблюдать является профессионально значимым для специалистов с высоким уровнем компетентности. Такие профессии, как оператор, аппаратчик, водитель нуждаются в такой способности. Умение наблюдать – это интеллектуальная способность, основанная на сознательном выполнении умственных действий: наблюдения, восприятия, опознания, сравнения, прослеживания динамики изменения, установления причин возникновения, выбор мер для устранения отклонений. Умение наблюдать - деятельность необходимая во всех профессиях. 3. Умение управлять производством. Для высококачественного управления производством необходимо хорошо знать технологию производства. Управление может быть непосредственное и опосредственное. При непосредственном управлении специалист непосредственно включается в технологию, где он непосредственно контролирует качество готовой продукции, а при опосредственном управлении специалист ход технологического процесса контролирует только по показаниям контрольно-измерительных приборов . 9. Заключение. Под рабочим высокой квалификации понимается новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе производства данной отрасли промышленности в новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функций Добиться подготовки высококвалифицированного рабочего можно только повышая его компетентность. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Ответьте, в чем заключается главная идея компетентности. 2. Опыт каких образовательных учреждений по внедрению новых методик по реализации компетентностного подхода апробировался в Вашем образовательном учреждении? 3. Какие группы ключевых компетенций нужны в становлении учащегося как профессионала? 4. Формируются ли Вами профессиональные компетенции у учащихся при подготовке высококвалифицированного специалиста? 5. Какими педагогическими методами Вы пользуетесь при формировании профессиональных компетенций? 6. Пересислите умения, из которых складываются профессиональная компетентность. 7. Докажите необходимость компетентных специалистов в экономическом развитии страны. ЛИТЕРАТУРА: 1. Большая Советская Энциклопедия. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Второе издание. 1956. 671 с. С.322. 2. Надель – Червинская М.А. П.П.Червинский. Большой толковый словарь иностранных слов в трех томах.Т.2.Ростов – на –Дону. «Феникс», 1995. С.544. 94 с. 3. Збаровская Н.В. Поговорим о профессиональных качествах.// Библиотека.2005. №2 с.35 - 4. Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителей в системе повышения квалификации. // Методист. 2002. №5 с.6 - 7. 5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. –512 с.с.20. 6. Батышев С..Я. Проблемы развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса в ПТУ./ Психологические проблемы профтехобразования. –Ереван,1977, с.72. 7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт,1998. – 200 с. 8. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании ( К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С.3-13. 9. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №2 с.30-34. 10.Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №4. с.20-24. 11. Зеер Э.,Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования.// Высшее образование в России. 2005. №4 с.23-30 12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб.: Питер Пресс, 1997. –608 с. 13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация./ Пер. с англ. –М., «Когито-центр», 2002, -396 с. Компетентностный подход в образовании и обучении Оцените материал 1 2 3 4 5 (7 голосов) Компетентностный подход на сегодняшний день обретает огромную популярность как в системах формального образования – начиная от школы и заканчивая последипломным образованием и повышением квалификации – так и в корпоративном обучении.Стоит прочесть Профессиональные компетенции - обзор темы Библиотеки компетенций Smart education Личностные компетенции Модель компетенций на службе эффективной работы организации Все статьи о профессиональных компетенциях Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет очень практическую и очень практичную философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций. Иными словами, обучающийся должен не только получить некий массив знаний и отработать совокупность умений – по завершении обучения он должен мочь и хотеть делать то, ради чего все обучение и затевалось. Понятно, что разница между двумя этими итогами огромна. Итак, компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка. Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности. По своей природе компетентностный подход в обучении и образовании является очень целевым. Обучается не просто специалист широкого профиля, а человек, который будет хорошо уметь выполнять совершенно конкретный круг работ. В корпоративном обучении такой способ особенно понятен и целесообразен: сотрудники, которые имеют обширную теоретическую подготовку, но толком не умеют ничего делать, мало кому нужны. А учитывая, что обучение персонала в компаниях ведется с совершенно определенными бизнес-целями, оно и должно быть очень структурированным. Поэтому множество компаний уже считает модели и профили компетенций краеугольным камнем управления персоналом вообще, и системы корпоративного обучения – в частности. Однако, компетентностный подход может сделать эффективнее и системы формального образования: молодые специалисты, обученные в его рамках, наверняка чувствовали бы себя на рынке труда гораздо увереннее, и легче адаптировались бы в организациях, получив работу. | |
Просмотров: 2653 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|