Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Психологические составляющие творческой деятельности.
Психологические составляющие творческой деятельности.
Учитель информатики НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астана

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения». Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата.
Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Психологические составляющие творческой деятельности:
• гибкость ума;
• систематичность и последовательность мышления;
• диалектичность;
• готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Диалектичностью мышления называется способность соединять несоединимые вещи. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.
Данные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Три стадии развития творческого мышлении: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметами решаются различные мыслительные задачи.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.
Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
В гештальтпсихологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:
- не быть ограниченным, ослепленным привычками,
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили,
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию,
- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры,
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения
Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:
• оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне, творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других, решение;
• семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
• образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
• семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• способность к генерированию большого числа идей;
• гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
• оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
• способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу
По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
• способность идти на разумный риск,
• готовность преодолевать препятствия,
• толерантность к неопределенности;
• готовность противостоять мнению окружающих.
А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:
• независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений
• открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
• высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
• развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.
Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
Факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
• интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;
• самооценка;
• стабильность эмоционального состояния.
Личностно–ориентированное обучение.
На современном этапе развития общества образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Воспитание такого человека – основа новой образовательной парадигмы, в которой приоритетом является личность, а ее смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества, рассматриваются как самоценность.
Термин «личностно-ориентированное обучение» (далее ЛОО) предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и интересы ее развития. Личность является не средством, а целью педагогической деятельности. В контексте личностной парадигмы образования ведущим ориентиром должен являться личностный подход – «личностная ориентация в системе регуляторов образовательной деятельности общества» [7].
По мнению В.П. Беспалько, И.А. Волкова, В.М. Монахова и др., педагогическая технология представляет собой проект некоторой дидактической системы, которая описывает процесс достижения планируемых результатов. Дидактическая система традиционно содержит следующие компоненты: цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Проект дидактической системы в рамках личностно-ориентированного образования представляет собой педагогическую технологию личностно-ориентированного обучения. Н.А. Алексеев определяет ее следующим образом: «это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога» [8], что дает возможность прийти к планируемым результатам.
А.А. Плигин выделил минимальные критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно-ориентированной: 1) задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока; 2) свобода выбора ребенком различных форм обучения; 3) выбор ребенком предметного содержания различной сложности; 4) оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; 5) формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития; 6) использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала; 7) изучение и формирование творческой деятельности; 8) использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания. [9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 г.
2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.
3. Крайс Г. Психология развития.7-е издание – СПб.:Питер 2003. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
4. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : монография / О. В. Петунин. -- Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. -- 124 с.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей ; Юрайт, 1998. - 464 с.
6. Наумчик В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М. : Вече, 2006. -- 279 с.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. – Волгоград, 1994. – 164с.
8. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. – 216с.
9. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. – М.: «КСП+», 2003. - 432с.
10. Окулов С. М. Основы программирования. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.
11. Даулеткулов А. Б. Олимпиады по информатике: Учебно-методическое пособие. – ИНТ, 2004г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: ol-shmalko (2013-10-21) | Автор: Викторова Наталья Феликсовна E
Просмотров: 1915 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru