Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РЕФЕРАТ Тема: Профессиональная компетентность преподавателя специальных дисциплин. Актуальность: Система казахстанского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, как подчеркивает Глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»: «…образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». Сегодня общество требует от выпускника умений решать проблемы самостоятельно, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, чтобы найти свое место в жизни и быть успешным на всем ее протяжении. Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя, поэтому становление профессиональной компетентности учителя является одним из наиболее актуальных вопросов образовательных систем во все мире. Система технического и профессионального образования (ТиПО) играет ключевую роль в системе образования в целом, и в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, одной из программных целей является модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, которая включает в себя и развитие профессиональной компетенции педагогов в системе ТиПО. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность преподавателя спецдисциплин», какой он современный педагог технического и профессионального образования, как сегодня педагогу перейти на новый современный уровень – в данном реферате еще одно мнение в поиске ответов на поставленные вопросы. Цель: Создание модели профессионально - компетентного преподавателя специальных дисциплин в условиях модернизации системы ТиПО. Задачи: 1. Диагностика профессиональной компетентности преподавателя специальных дисциплин ТиПО. 2. Разработать механизм дифференцированного подхода к повышению профессиональной компетентности преподавателя. 3. Создать модель современного профессионально - компетентного преподавателя специальных дисциплин. Теоретическая часть: Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды. Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека в течение всей жизни приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. В стремительно меняющемся мире профессий, профессия УЧИТЕЛЬ остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, квалификация, но в свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии казахстанского образования, особое внимание уделяют профессиональной компетентности, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Содержание профессиональной компетентности учителя той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. В Казахстане действующим нормативным документов является «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденных приказом Министерства образования и науки РК № 338 от 13.07.2009г., согласно которому определены следующие требования к преподавателю специальных дисциплин « Должностные обязанности: Обеспечивает выполнение учебных планов и программ в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования. Проводит обучение обучающихся на научно-методическом уровне, организует и контролирует их самостоятельную работу. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, отвечает за качество образования обучающихся. Вносит предложения по совершенствованию учебного процесса. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности, обеспечивает качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Выполняет требования правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии. Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О борьбе с коррупцией", "О языках в Республике Казахстан" и другие нормативные правовые акты по во-просам образования и воспитания обучающихся; основы педагогики и психологии; содержание предмета и его практическое применение; основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности; основы экономики и организации производства и управления; основы законодательства о труде; формы, методы и прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся; организацию учебно-воспитательной работы; правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Требования к квалификации: высшее образование по соответствующей специальности.» Вместе с тем, следует уделить особое внимание содержательной стороне профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного вида деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя спецдисциплин следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и к своей деятельности и т.д.) В настоящее время проблема личности учителя, как субъекта педагогической деятельности, компетентного и способного к саморазвитию, достаточно широко представлена в работах российских исследователей. Развитию профессионально-педагогической компетентности посвящены работы Е.В.Бондаревской, В.Н. Введенского, А.А. Воротниковой, Е.Н.Подковко и других, но в русле данного исследования интерес представляют работы профессиографического характера – о моделировании профессиональной деятельности педагога и его личных качеств авторов О.А.Абдуллиной, Б.С.Гершутского, А.К.Марковой, А.И. Щербакова. Сущность профессиональной компетентности преподавателя, как считает Е.Н.Подковко, заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное развитие и самореализацию специалиста, т.е. его личных возможностей, позволяющих самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Следовательно, профессиональная компетентность есть способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие. А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную. Специальная, или деятельностная профессиональная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, устойчивая профессиональная мотивация. В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Итак, рассмотрим один из подходов к созданию модели профессионально-компетентностного преподавателя, в которой профессиональная компетентность рассматривается как совокупность компетенций, каждая из которых включает в себя теоретическое представление об объекте воздействия (взаимодействия) и способ работы с этим объектом. Личностные же профессионально значимые способности выступают как специфические способности и представляют собой некие матричные структуры, которые наполняются в процессе непрерывного профессионального образования все более адекватными теоретическими представлениями об объектах воздействия (взаимодействия) внутри образовательной системы и способами работы с ними, именно это и обеспечивает рост профессиональной компетентности. Далее, деля объем понятия «профессиональная компетентность», можно выделить следующие составляющие: a) профессиональная квалификация; b) социально-профессиональный статус; c) профессионально-значимые личностные особенности. Таким образом, можно представить структуру профессиональной компетентности (таблица 1). Таблица 1. Структура профессиональной компетентности Теоретические представления об объекте профессиональной деятельности Способы работы с объектом профессиональной деятельности 1. Теоретические представления о профессиональной квалификации; 2. Теоретические представления о социально-правовом статусе; 3. Теоретические представления о профессионально-значимых особенностях. 1. Способы реализации профессиональной квалификации; 2. Способы реализации социально-правового статуса; 3. Способы реализации профессионально-значимых особенностей. Основные соотношения между компонентами системного понятия «про-фессиональная компетентность» можно описать следующим образом (таблица 2). Таблица 2. Соотношение между компонентами понятия «профессиональная компетентность». ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС Профессиональная практическая готовность и теоретическая подготовленность Социальный статус работника образования в социальной системе (аспект, обращенный вовне) Продуктивность профессиональной деятельности Социальный статус работника образования в образовательной си-стеме (аспект, обращенный внутрь) ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Второй, на мой взгляд, также заслуживающий внимания, подход к созданию модели профессионально-компетентного преподавателя состоит в выделении следующих компонентов профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, по-требности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии, предполагает интерес к профессиональной деятельности. Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде зна-ний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Коммуникативный компонент включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информации, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег. Выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность. Нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы. Вышеперечисленные компоненты нельзя рассматривать изолированно, так как они носят интегративный, целостный характер. Третий подход предлагает Степанова Н.П., которая предлагает следующие составляющие профессионально-этическую модель современного педагога: 1. Блок профессионально-предметных и этических знаний; 2. Блок профессионально-педагогических умений; 3. Блок психологических знаний о профессиональных позициях учителя; 4. Психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике. Первый блок представляют профессиональные психолого-педагогические знания, определяемые учебными программами. Сюда также относятся и этические знания (основных категорий этики и понятий мораль-ного сознания, природы, специфики и функций морали, моральных принципов и норм, профессиональной этики учителя и правил этикета). Второй блок связан с теоретической и практической готовностью педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Последний реализуется в таких умениях, как аналитические, прогностические, проективные, организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, коммуникативные и перцептивные умения. Коммуникативная компетентность, умения педагогического общения являются сердцевиной профессионализма педагога и главным в его профессиональной деятельности. Педагог должен также хорошо владеть педагогической техникой и прикладными умениями. Третий блок касается психологических позиций, которые может зани-мать педагог по отношению к учащимся, самому себе и коллегам. По отношению к учащимся он может выступать диагностом, по отношению к себе - самодиагностом. Как субъект педагогической деятельности, он может занимать самые различные позиции (активную, творческую, формально-ролевую, конформистскую, конфликтную, открытую и закрытую). С точки зрения формируемой профессионально-этической модели педагога должен занимать позитивно-активную, творчески-инновационную и стабильно-открытую позиции. Реальная педагогическая практика не исключает наличие в ней формализма, конформизма, конфликтности и закрытости. Педагог должен избегать конформистской позиции и при этом быть толерантным, т.е. терпимо относится к слабостям и недостаткам учащихся и коллег. Что же касается поведения педагога в конфликтной ситуации, то здесь важное значение имеет его конфликтная компетентность - знание природы, структуры, классификации и способов разрешения конфликта. Педагогу надо всегда помнить, что максимальный воспитательный эффект достигается при открытой позиции педагогического общения. В четвертый блок входят педагогические способности (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и др.), нравственно-психологические качества личности педагога (личностная направленность, эмоциональная гибкость, добродетельность и т.д.), этические ценности. В структуру психолого-этического блока также входят стремления педагога строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами, нормами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого учащегося, организовывать творческое сотрудничество с группой и с каждым учащимся, инициировать благоприятный климат общения. По мнению С.Н. Злобиной профессиональная компетентность педагога включает шесть блоков. Дополнительно к рассмотренным, в ее структуру входят еще эстетические и технологические блоки. В эстетический блок, - автор пишет, - входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мировоззрение, переживание радости общения, чувства прекрасного. В структуру технологического блока, входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативные и предметные взаимодействия, обеспечивать его воспитательную эффектив-ность. Интересным представляется опыт становления профессиональной компетентности педагога в зарубежных странах, и в частности - в Германии и Англии. Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как развитие творческой индивидуальности учителя, формировании готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. В результате английские коллеги (M.Barbe, M. Moursherd) выводят модель эффективного учителя: Эффект.учитель= Э*(З+М+Л), где Э - этические принципы, З – знания, М – мышление, Л – лидерские навыки. Компоненты данной формулы находят отражение и у немецких коллег, которые выводят следующую формулу: Компетентный учитель =З+Д+Э, где З – знания, Д – действия, Э - профессиональная этика. Таким образом, в основе профессиональной компетентности педагога находятся ее важнейшие составляющие: знания, действия и профессиональная этика. В профессионализации в первые годы в школе на первом месте стоит социализация в профессии и практика педагогических действий, в процессе которой происходит приращение профессиональной компетентности. Данный процесс является индивидуальным и разделяется исследователями F. Fuller и O. Bown на несколько этапов, в которых они описывают изменения в нагрузке и обязанностях учителя в течение всей профессиональной деятельности, отмечая, что идеальное развитие профессиональной компетентности педагога протекает в трех последовательных стадиях: «стадия выживания» - это выживание в классной комнате, преодоление собственных трудностей в «стоянии перед классом и преподавании»; «стадия мастерства» - это оценивание себя, как педагога, правильное понимание методов обучения и воспитания; «текущая стадия» - это четкое представление педагога о потребностях учащихся, понимание их индивидуальных проблем, накопленный опыт решения различных педагогических ситуаций. Данная модель показывает, что компетентный учитель – это профессионально-действующий учитель, который серьезно воспринимает свое преподавание предмета и ответственно подходит к процессу воспитания учащихся, признавая при этом необходимость постоянного профессионального и личностного развития. P.J.Sikes, изучая карьеру педагога, отмечает, что становление профессиональной компетентности педагогов происходит по-разному в зависимости от пола (педагог-мужчина или педагог-женщина), а также связывает данное становление с возрастом учителя. 21-28 лет Переживание шока педагогической практики Обучение правилам общения с коллегами Столкновение с ожиданиями родителей и школьного сообщества 28-33 года Часто кризис Последние существенные изменения (частные и профессиональные) Мотивы: определения в профессии и безопасности Различия в мужской и женской карьере педагога (основание семьи) 34-40 лет Мужчины-педагоги: забота о карьере, интерес к ор-ганизации учебного процесса и управления школой Женщины-педагоги: ориентация на семью и как следствие –первые разочарования в профессии 40-50/55 лет Профессиональный опыт Отношение к школьникам с материнской (отцовской) заботой Обязанность наставника (ментора) для начинающих учителей 50/55 и старше Усиливающаяся безмятежность (спокойствие) в профессии или цинизм и горечь А вот немецкие ученые M. Huberman и G.Hirsch в своей модели развития профессиональной компетентности педагога предполагают, что профессиональное развитие никак не связано со стажем педагога, а связано с его когнитивным развитием. Модель показывает, почему учителя, имея одинаковый стаж, решают разные профессиональные задачи по-разному. Схема 1. «Этапы развития профессиональной компетентности педагога» Стаж в профессии Этапы развития профессиональной компетентности 1-3 Вхождение в профессию: «выживание» и «открытия» 4-6 Стабилизация 7-18 Эксперименты/Активность Переоценка/ Неуверенность в себе 19-30 Безмятежность /Дистанция Консерватизм 31-40 Разъединение «безмятежность» или «горечь» Согласно схеме, в заключении профессиональной карьеры происходит размежевание педагогов на тех, кто испытывает спокойствие и безмятежность и тех, кто испытывает полное разочарование в профессии. Вместе с тем, из схемы видно, что становление профессиональной компетентности педагогов осуществляется поэтапно, где на каждом этапе в центре профессионального развития стоят различные события и потребности в дальнейшем обучении. В индивидуальном отношении этапы становления различны, но в целом они являются типичными и позволяют определить, какие курсы повышения квалификации необходимы педагогу на конкретном этапе его развития и, какая помощь ему может потребоваться. Обобщая изученные материалы, можно выделить основную содержа-тельную линию в определении понятия «профессиональная компетентность педагога» - это интегрированное качество личности, проявляющееся в способности, основанной на знаниях, опыте, социализации и ориентированном на самостоятельное и успешное участие. Далее, в практической части будет рассмотрен проект модели профессионально компетентного преподавателя специальных дисциплин организаций технического и профессионального образования. Практическая часть: В теоретической части были рассмотрены различные подходы к определению содержания понятия «профессиональная компетентность педагога», которые дают основу для создания проекта модели профессиональной компетентности преподавателя специальных дисциплин колледжа. Модель профессиональной компетентности преподавателя специальных дисциплин колледжа представлена в трех основных фундаментальных блоках: I. Профессиональная квалификация преподавателя спецдисциплин, II. Социально-профессиональный статус преподавателя, III. Профессионально значимые личностные особенности преподавателя. Далее, каждый блок представлен профессиональными компетентностями, каждая из которых имеет набор обязательных профессиональных умений: I. Профессиональная квалификация преподавателя спецдисциплин включает следующие компетентности: 1. Специальную профессиональную (обладание специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками по профессии, владение деятельностью на высоком уровне профессионализма), включает следующие умения: 1) Общепрофессиональные умения; 2) Конструктивные умения; 3) Технологические умения; 4) Производственно-операционные умения; 5) Узкопрофессиональные умения в рамках отрасли. 2. Психолого-педагогическую (обладание психолого-педагогическими знаниями и умениями, необходимыми и достаточными для успешной преподавательской деятельности), включают в себя следующие способности и умения: 1) Психолого-педагогические способности: дидактические; академические; перцептивные; речевые; организаторские; педагогическое мастерство 2) Педагогические умения: ставить педагогические задачи; программировать способы педагогического взаимодействия; выполнять педагогические действия (владеть инновационными образовательными технологиями, методами обучения); изучать процесс и его результаты; решать возникшие педагогические задачи 3. Информационную (обладание устойчивыми навыками работы с информацией, ее различными источниками, умение дидактически преобразовывать информацию, адаптировать ее к задачам обучения и воспитания), включает в себя следующие умения: 1) отбирать учебный материал, четко и ясно его излагать; 2) логически правильно строить объяснение; 3) применять технические средства обучения; 4) работать в программах стандартного пакета MS Office (текстовый редактор, электронные таблицы, база данных, создание презентаций и т.д.); 5) работать в сети Интернет II. Социально-профессиональный статус преподавателя включает следующие компетентности: 1. Социальную (характеризует владение способами совместной про-фессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения); 2. Мотивационно-волевую (включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии, предполагает интерес к профессиональной деятельности). III. Профессионально значимые личностные особенности преподавателя включает следующие компетентности: 1. Личностную (характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, планирования своей профессиональной деятельности, самостоятельно принимать решения, видеть проблему, неподверженность профессиональному старению, устойчивая профессиональная мотивация); 2. Коммуникативную (включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информации, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог); 3. Рефлексивную (проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, сформированность таких качеств и свойств как креативность, инициативность, склонность к самоанализу). Модель профессиональной компетентности преподавателя специальных дисциплин колледжа представлена также в схеме 2. | |
Просмотров: 6303 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|