Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
КГКП Школа искусств № 2, колледж искусств им. Таттимбета г. Караганда, Алжанова Айжан Умыржановна – преподаватель по классу скрипки, оркестровое струнное отделение. Тема открытого урока: «Особенности выразительных средств для воплощения романтического стиля в произведениях Г.Венявского «Легенда» и П. Сарасате «Интродукция и тарантелла» Цель урока: ознакомление учащегося с данными произведениями, их стилем, характером и набором выразительных средств для их воплощения. Задачи урока: • Учебно-образовательные: рассмотреть общие приемы для исполнения произведений романтического стиля, привить навык к самостоятельному разбору произведений, освоение техники левой и правой рук. • Развивающие: способствовать развитию творческого воображения и формированию у учащегося активного восприятия музыки • Воспитательные: способствовать формированию эмоциональной отзывчивости к особенностям романтического стиля Тип урока: ознакомительный, аналитическо-практический. Романтизм, его особенности, образная сфера этой эпохи. Композиторы и исполнители Г.Венявский и П. Сарасате – яркие представители данного направления в музыке. Набор выразительных средств, исполнительских приемов: • Музыкальная форма, фразировка • Особенности мелодизма композиторов, особенности интонирования • Исполнительские приемы в правой руке • Техника левой руки • Роль аккомпанемента На примере первого раздела «Легенды», который исполнит учащийся, продемонстрировать особенности этого произведения в соответствии с вышеперечисленными пунктами. • Музыкальная форма: трехчастная, повторного строения, с контрастной серединой. • Мелодизм: присутствует лейтмотив, как элемент человеческой речи, можно трактовать как символ вопроса. Фразы разворачиваются постепенно, музыка эмоционально сгущена. • В правой руке: эта пьеса требует от исполнителя владения разной скоростью и нажимом смычка. Проиллюстрировать это на примере из пьесы с учащимся. • Техника левой руки имеет свои особенности: использование глиссандо сильно обогатит игру музыканта, о также применение портаменто, как неотъемлемого приема исполнителей-романтиков. Показать на примере из произведения. • Аккомпанемент у Венявского всегда почти равноправный партнер для скрипки, его подголоски очень органично вплетаются в общую музыкальную ткань. После проигрывания студентом Интродукции и начала Тарантеллы П.Сарасате, попросить учащегося рассказать, что он знает о данном композиторе. Характер самой личности композитора непременно проявляется в его произведениях и, как следствие, от этого зависит и набор выразительных средств. • По музыкальной форме – это произведение двухчастное, 1 часть – медленная и широкая, 2 часть – зажигательный танец. • П. Сарасате является ярким представителем виртуозно-романтической школы. Его мелодизм направлен скорее на публику, на эффектное исполнение, нежели на передачу внутреннего мира личности. В отличие от пьесы «Легенда» • Исполнительские приемы для правой руки в этой пьесе требуют от учащегося хорошего владения техникой бросковых штрихов (сотийе, сальтандо), а в кантилене использование разных красок (сочетание скорости, нажима и точки ведения смычка). Попросить учащегося исполнить начало Интродукции поставить задачу найти разные краски в нескольких фразах. • Техника левой руки здесь очень мелкая, пальцы должны быть очень собраны. В середине Тарантеллы композитор предоставил возможность исполнителю показать всю свою координацию в переходах в верхние позиции. Также излюбленный прием для всех романтиков – это прием портаменто левой рукой (за счет вибрации каждым пальцем). • Роль аккомпанемента у Сарасате в этой пьесе скорее поддерживающая, чем равноправная. Это следствие его характера, личность Сарасате на сцене затмевала всех. Подведение итогов урока: Эти две пьесы написаны представителями романтического стиля. Однако каждая из них показывает различные аспекты этого стиля. «Легенда» требует от исполнителя глубоких переживаний, внутренней чуткости и зрелости. Эта музыка подобна человеческой речи. Пьеса Сарасате рассчитана на эффектное ее исполнение за счет хорошего владения техникой бросковых штрихов. Оба этих произведения очень полезны в развитии личности скрипача-исполнителя, так как позволяют ему овладеть разнообразными исполнительскими приемами. | |
Просмотров: 1415 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|