Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
Доклад на методическом объединении «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения» Докладчик: Куликова Т. Б. г. Курчатов, 2014 год Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации? Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.). Понятие «педагогическая технология», в свою очередь прошло определенную эволюцию. Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения. Если еще раз обратиться к эволюции понятия «педагогическая технология», можно выделить два течения в педагогике: 1) одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе ( его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»); 2) а другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология». Предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Особенности образовательного процесса: создание атмосферы сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам; необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы; совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины); подача необходимой информации учителем малыми дозами, исключение официального оценивания работы ученика; Появились новые педагогические технологии: аудиовизуальные коммуникационные технологии в образовании, новые информационные технологии в образовании, информационно-коммуникационные технологии. Использование информационных технологий в начальной школе XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности. Под использованием “новых информационных технологий” в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер. Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Педагогическая практика показывает реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности. Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной, можно выделить следующие: Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”(ОИВТ). Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.). И, наконец, третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом, более творческим. Если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом: -Общие цели и содержание обучения - Диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников - Процесс обучения - Диагностика - В случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей вводится коррекция процедур обучения - Снова проводится диагностик Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов: 1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся; 2) предварительная оценка обученности учащихся 3) обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи; 4) оценка результатов. Описанная последовательность этапов фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя. Логика воспроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися. Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности. Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски: 1) сообщение новых знаний; 2) формирование умений на репродуктивном уровне: а) демонстрация деятельности в целом и по элементам, б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям); в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением; 3) переход к поисковой творческой деятельности: а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности; б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение. В педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства. В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения. Признаки технологически организованного учебного процесса: 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие цели. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата. Терминологический словарь: Развитие речи - формирование коммуникативной компетенции учащихся; Заочное обучение - технология дистанционного обучения; Индивидуальный подход - личностно ориентированная технология; Межпредметные связи - интегрированное обучение; ТСО (технические средства обучения) - ИКТ ; Наглядность обучения - визуализация образовательного процесса; Принцип связи обучения с жизнью - адаптивное обучение, направленное на формирование социально адаптированной личности; Коллективные творческие дела (КТД) - метод проектов; Принцип сознательности и активности - деятельностно-коммуникативная основа; Игры, прогулки, физ. минутки - здоровьесберегающие технологии; Экспериментальные задания на уроке и дома - проектные технологии. ИКТ шагает по планете. Все учителя должны использовать ИКТ на уроках. Ни один открытый урок не может проходить без ИКТ. Аттестацию не получить, если на уроках нет ИКТ. Лишь небольшая часть учителей может грамотно подготовить и провести урок с использованием ИКТ технологий. Большинство делают презентации и показывают их на уроках, но делать этого качественно и хорошо не умеют, да и зачем им этому учится, если такие уроки они проводят раз в пять лет, чтобы получит аттестацию, или для открытого урока. Если проводить такие уроки ежедневно, то это очень сложно, так как времени на подготовку к таким урокам тратится раз в сто больше. | |
Просмотров: 2892 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|