Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» Масалимова К. К. магистрант Кокшетауского института экономики и менеджмента Государственная программа развития образования в Республике Казахстан, дает понимание образование не только как вид услуги, но и как модели по развитию и поддержке конкурентоспособности населения и конкурентоспособных профессиональных ресурсов как одного из факторов социального прогресса, т.е. образование как социальный феномен, как результат. Что нужно современному выпускнику профшколы для того, чтобы чувствовать себя уверенно? Ведь ни для кого не секрет, что современный работодатель заинтересован в таком работнике, который: 1. Умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания); 2. Обладать творческим и критическим мышлением, генерировать идеи и использовать современные технологии, творчески мыслить; 3. Быть коммуникабельным и контактировать в различных социальных группах. А это напрямую зависит от педагога, его личности, компетентности, от его ведения всего процесса познания, изучаемой темы, и здесь необходима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство всего здания». Наш профессиональный лицей №1 готовит специалистов по следующим профессиям: модельер-закройщик, секретарь-референт, специалист коммунального хозяйства, автомеханик, парикмахер-стилист. Как преподаватель экономических дисциплин, я понимаю, что современный рынок производства требует высококвалифицированных специалистов, поэтому в учебный процесс я внедрила программу «Основы рыночной экономики», составленную в модульном режиме на основе технологии М.М. Жанпеисовой с использованием информационной технологии, которая помогает активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, дает творческий настрой на обучение. После окончания курса обучения учащимися могут в зависимости от полученной специальности открыть свой бизнес, свободно ориентироваться на рынке, вести маркетинговые исследования. Я считаю, что применение модульного обучения в практике подготовки квалифицированных кадров – это прогресс в профессионально-техническом образовании вообще. Наша программа состоит из 6 модулей. № модуля Содержание модуля Модуль №1 Основы рыночной экономики Введение: Что такое экономика. Экономика и трудовая деятельность. Производство – источник экономических благ. Рынок, его виды и функции. Рыночный механизм. Твое потребление. Собственность. Формы, субъекты и объекты собственности. Модуль №2 Основы микроэкономики Спрос. Предложение. Закон спроса и предложения. Конкуренция и ее виды. Деньги: происхождение, функции, виды. Доход, прибыль, рентабельность и издержки производства. Цена и ценообразование. Скидки и ее виды. Модуль №3 Предпринимательство Что есть бизнес. Бизнес-операции. Виды предпринимательства. Формы организации бизнеса. Предпринимательский риск. Модуль №4 Современный рынок Маркетинг-философия выживания и успеха. Менеджмент-управление фирмой в условиях рыночной экономики. Сделки в бизнесе. Реклама-двигатель торговли. Модуль №5 Макроэкономика Банки и их роль в экономике. Финансовая политика. Социальная политика. Налоги и налогообложение. Экономические реформы. Инфляция и безработица. Модуль № 6 Внешнеэкономические связи и мировая экономика Сущность всемирного хозяйства. Международная торговля и валютный рынок. Внешняя торговля и национальная экономика. Платежный баланс. Экономический рост. Цель: привлечь учащихся к самостоятельной работе, к работе с первоисточниками, развить умение анализировать, систематизировать знания, умение логично излагать свои мысли. Задача: вселить в учащихся уверенность в своих силах и способствовать формированию положительной мотивации учения. В ходе апробации режима модульной технологии была проведена большая подготовительная работа: проработка учебного материала, разделение его на модули, программы. Далее каждый модуль был разработан согласно структуре учебного модуля: вводная часть, диалогическая часть, итоговая часть. Продумана форма обучения, системы трехуровневых заданий разной степени сложности, тесты и контрольные задания, а также корректирующие задания. здесь определенными баллами, выполнив его, он получает ту или иную оценку. Разработана своя система работы в модуле. Лекция Тренировочный урок Урок взаимопомощи (практикум решения задач) Обобщающий урок (рефераты, доклады, диспуты, дидактические игры) Контроль (тесты, контрольные задания) Именно в таком режиме работы с применением активных форм обучения и информационных технологий развиваются творческие способности учащихся, инициатива, самостоятельность, развиваются поведенческие умения как профессионального, так и социального характера. На своих занятиях по предмету «Основы рыночной экономики», практикую проведение уроков в форме ролевой дидактической игры. Именно она возбуждает интерес у учащихся к познанию и положительному восприятию учебного занятия. Предлагаю некоторые методические советы по проведению деловых игр. Занятие следует разделить на несколько этапов. - первый этап – формируется цель игры и дается необходимая исходная информация, на этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Составить малые группы и организовать их работу. Преподавателю следует особое внимание обратить на формирование команд. Важно, чтобы была творческая группа. - второй этап – самостоятельная работа в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями в разрешении подобных проблем. Здесь используются активно – практический опыт каждого участника деловой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Здесь важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласное принятие общих решений, но не путем голосования, а не основе предварительного соглашения. Однако это не означает, что кто-либо из участников в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения. -третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта. Практика проведения деловых игр и конкретных ситуаций показывает, что при неправильной организации деловых игры, без четко установленного регламента времени на ее завершение не хватает. Поэтому преподаватель должен строго установить регламент, непрерывно следить за временем, с тем, чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы и для заключения. Обязанность преподавателя довести до сознания участникам игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, показать участников игры, чего удалось добиться им. Следует обратить особое внимание на подготовку необходимых раздаточных материалов: описание деловой игры, методические рекомендации для участников, справочные материалы, таблицы. Преподаватель должен разъяснить участникам деловой игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить их внимание на критерии оценки результатов деловой игры. Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры. Применяя технологию модульного обучения мы получили неплохие результаты. Обсуждение опыта применения модульной технологии обучения на методсекции лицея выявил мнение учителей о том, что большинство за полный переход к модульному обучению в системе профессионального образования. Именно предмет «Основы рыночной экономики» поможет многим людям, которые после развала старых экономических отношений оказались «за бортом» жизни невостребованными. Работая по новым педагогическим технологиям, каждый преподаватель может достичь неплохих результатов, решить вопрос подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях. Литература: 1. Жанпеисова М.М. Технология обучения. – Актобе, 1999 - 173 с. 2. Максимова Е.А. Дидактические возможности сотрудничества // Школьные технологии, 2003, № 3, 125 с. 3. Журнал // «Основы экономики» 2004, № 4 4. Информационно-методический журнал // «Творческая педагогика» информационно-методический журнал, 2004, № 1 | |
Просмотров: 987 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|