Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Детское эксперементирование в процессе изобразительной деятельности- рекомендации для воспитателей.
Детское эксперементирование в процессе изобразительной деятельности- рекомендации для воспитателей.
Одно из средств интеллектуального и творческого развития дошкольников – детское экспериментирование. Детское экспериментирование проникает во все сферы жизни ребёнка: проявляется в быту, в познавательной деятельности, конечно в продуктивных формах деятельности: изобразительной, конструктивной.
Важным моментом в педагогической работе является создание условий для детского экспериментирования в группе. Поэтому начинать работу надо с преобразования предметно - развивающей среды, которая должна дать ребёнку свободу выбора и обеспечить успех в реализации поставленных ребёнком задач. Она строится на принципах достаточности, новизны и с учётом личностно- ориентированной модели взаимодействия. Старайтесь создать зону для самостоятельного творческого экспериментирования детей, где будут представлены разнообразные материалы, которые дети смогут по желанию использовать в своих изобразительных работах. Это будет природный и бросовый материал. Обязательным требованием к нему будет безопасность, гипоаллергенность, эстетическая привлекательность. Кроме того , в оформлении интерьера групповых комнат, раздевалки дошкольного учреждения включайте творческие работы воспитателя и детей, в том числе и коллективные, в которых использовался нетрадиционный изобразительный материал и которые выполнены в различной технике.
В доизобразительный период деятельности дети раннего возраста знакомятся с графическими материалами и инструментами ( карандашом, фломастером) их увлекают ритмичныё действия с инструментом. Затем дети видят след, оставляемый карандашом, маркером, рисуют каракули, сначала без видимой цели, затем желая получить заметный след. В последующем, рисуя каракули, дети находят в них какой- либо ассоциативный образ, который словесно обозначают. Это происходит только в том случае, если у ребёнка уже имеется опыт «чтения» графических изображений: рисунков взрослых, книжных иллюстраций и т.д. С этого момента начинается переход ребёнка на этап изображения. Доизобразительный период заканчивается, когда ребёнок сначала говорит то, что он будет рисовать, а затем выполняет рисунок, т.е .у него появляется замысел будущего изображения.
В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную бумагу, фантики, вырезки из газет и журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из неё объёмных композиций, передача фактуры предмета ( например шерсти животного).
В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того , что такую технику можно использовать при создании определённых изобразительно- выразительных образов типов ( оперения птицы, лепестков цветка, иголок у ёжика и пр.). Поэтому в следующий раз они намеренно используют найденный изобразительный приём в создании образа, предложенного для выполнения педагогом, либо работая по собственному замыслу.
Одним из условий успешного выполнения задания является интересное детям содержание ( занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое является основой совместного эмоционального переживания. В занятиях желательно разнообразие как по форме, так как именно новизна, необычность создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.
Педагог может предложить детям проблемные ситуации. Например, «Злая волшебница украла кисточки, а нам необходимо помочь Элизе найти её братьев, превращённых в лебедей, т.е. нарисовать их. Как нам быть?» ( Выход: рисовать ладошкой.). «Лебеди белые. А у нас нет белой краски») . ( Но у нас есть кусочки пенопласта или белой бумаги, и с помощью клеевого фона можно сделать объемную аппликацию.)
В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами. Элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность. В процессе экспериментирования ребёнка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Устанавливать причинно –следственные связи. Эксперименты с различными материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности, обогащают воображение ребёнка яркими образами, развивают эстетическую восприимчивость к окружающему. Эти качества необходимы для развития творческих способностей детей.
Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений можно использовать материалы дневниковых записей, результаты диагностических срезов, творческие отчёты педагогов. «Дневник творческого развития ребёнка», форма которого была разработана в процессе работы над проектом, позволяет отслеживать малейшие достижения ребёнка, его успехи в проявлении творчества в изобразительной деятельности. Записи делаются после каждого занятия или самостоятельной деятельности ребёнка. Их отличает лаконичность, поэтому ведение «Дневника творческого развития ребёнка» не отнимает много времени у педагога. Но дневниковые записи позволяют провести сравнительный анализ творческого роста как отдельного ребёнка, так и группы в целом. Диагностика творческого развития ребёнка проводится в начале и конце учебного года в экспериментальной и контрольных группах. В качестве диагностических материалов можно использовать методики диагностики универсальных творческих способностей для детей четырёх- пяти лет ( авторы В.Кудрявцев, В.Синельников).
Можно использовать в работе методики «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» , «Дощечка» и д.р.
Методика «Солнце в комнате».
Основание: реализация воображения.
Цель: выявление способностей ребёнка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения несоответствия.
Методика «Складная картинка».
Основание: умение видеть целое раньше частей.
Цель: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Методика «Как спасти зайку».
Основание:
Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.
Цель: оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Методика «Дощечка».
Основание: детское экспериментирование.
Цель: оценка способности к экспериментированию с преобразующими объектами.
Результаты контрольной диагностики показывают значительный рост творческих способностей детей экспериментальной группы по сравнению с результатами констатирующего этапа. Этому способствует педагогическая работа, включающая как организацию самостоятельного экспериментирования детей с изобразительными материалами, так и проведение обучающих занятий. При диагностики учитывался творческий рост ребёнка непосредственно в анализе продуктов деятельности по таким параметрам, как оригинальность, разнообразие замыслов, богатство темы.
Немаловажная роль в творческом росте детей принадлежит семье, поэтому проведение работы с родителями – обязательно и активное включение в эксперимент тоже. Интерес к экспериментированию детей в семье связан с большими возможностями использования нетрадиционных материалов и инструментов, которых нет в дошкольном учреждении или используются ограниченно. В домашних условиях дети могут лепить из дрожжевого теста и запекать вместе с мамой в духовке готовое изделие, создавать из фруктов, овощей и продуктов питания забавные изображения на бутербродах. Дома так же имеется много материалов для шитья: пуговицы, нитки ( шерстяные, хлопчатобумажные, мулине). Которые можно использовать в изготовлении панно. В семьях достаточно так называемого бросового материала, который может, использован в детских композициях. Это различные коробки, пластиковые флаконы, старые грампластинки, игрушки в разобранном виде. Все эти вещи могут удачно вписаться в художественную работу, которую совместно выполнят дети вместе с родителями. Однако родителям не нужно забывать , что инициатором должен быть ребёнок, взрослый оказывает помощь в подготовке материала, может сделать с так, чтоб он попался на глаза ребёнку. Кроме того родители выполняют опасные виды работ связанные с нагреванием, пришиванием, проколом шилом и разрезание ножом деталей. Замысел должен исходить от ребёнка, но ему нужно помочь его сформулировать и воплотить в жизнь.
Таким образом, система работы по развитию экспериментальной деятельности в процессе изобразительной деятельности, включающая деятельность детей, как в детском саду, так и в семье, позволяет повысить уровень творческого развития детей.


Источник: http://дошкольное восритание журнал
Категория: Профессиональное образование | Добавил: амина26 (2015-09-29)
Просмотров: 1141 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-02-25, 4:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru