Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
Детское эксперементирование в процессе изобразительной деятельности- рекомендации для воспитателей. Одно из средств интеллектуального и творческого развития дошкольников – детское экспериментирование. Детское экспериментирование проникает во все сферы жизни ребёнка: проявляется в быту, в познавательной деятельности, конечно в продуктивных формах деятельности: изобразительной, конструктивной. Важным моментом в педагогической работе является создание условий для детского экспериментирования в группе. Поэтому начинать работу надо с преобразования предметно - развивающей среды, которая должна дать ребёнку свободу выбора и обеспечить успех в реализации поставленных ребёнком задач. Она строится на принципах достаточности, новизны и с учётом личностно- ориентированной модели взаимодействия. Старайтесь создать зону для самостоятельного творческого экспериментирования детей, где будут представлены разнообразные материалы, которые дети смогут по желанию использовать в своих изобразительных работах. Это будет природный и бросовый материал. Обязательным требованием к нему будет безопасность, гипоаллергенность, эстетическая привлекательность. Кроме того , в оформлении интерьера групповых комнат, раздевалки дошкольного учреждения включайте творческие работы воспитателя и детей, в том числе и коллективные, в которых использовался нетрадиционный изобразительный материал и которые выполнены в различной технике. В доизобразительный период деятельности дети раннего возраста знакомятся с графическими материалами и инструментами ( карандашом, фломастером) их увлекают ритмичныё действия с инструментом. Затем дети видят след, оставляемый карандашом, маркером, рисуют каракули, сначала без видимой цели, затем желая получить заметный след. В последующем, рисуя каракули, дети находят в них какой- либо ассоциативный образ, который словесно обозначают. Это происходит только в том случае, если у ребёнка уже имеется опыт «чтения» графических изображений: рисунков взрослых, книжных иллюстраций и т.д. С этого момента начинается переход ребёнка на этап изображения. Доизобразительный период заканчивается, когда ребёнок сначала говорит то, что он будет рисовать, а затем выполняет рисунок, т.е .у него появляется замысел будущего изображения. В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную бумагу, фантики, вырезки из газет и журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из неё объёмных композиций, передача фактуры предмета ( например шерсти животного). В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того , что такую технику можно использовать при создании определённых изобразительно- выразительных образов типов ( оперения птицы, лепестков цветка, иголок у ёжика и пр.). Поэтому в следующий раз они намеренно используют найденный изобразительный приём в создании образа, предложенного для выполнения педагогом, либо работая по собственному замыслу. Одним из условий успешного выполнения задания является интересное детям содержание ( занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое является основой совместного эмоционального переживания. В занятиях желательно разнообразие как по форме, так как именно новизна, необычность создают эмоциональный настрой на творческую деятельность. Педагог может предложить детям проблемные ситуации. Например, «Злая волшебница украла кисточки, а нам необходимо помочь Элизе найти её братьев, превращённых в лебедей, т.е. нарисовать их. Как нам быть?» ( Выход: рисовать ладошкой.). «Лебеди белые. А у нас нет белой краски») . ( Но у нас есть кусочки пенопласта или белой бумаги, и с помощью клеевого фона можно сделать объемную аппликацию.) В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами. Элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность. В процессе экспериментирования ребёнка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Устанавливать причинно –следственные связи. Эксперименты с различными материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности, обогащают воображение ребёнка яркими образами, развивают эстетическую восприимчивость к окружающему. Эти качества необходимы для развития творческих способностей детей. Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений можно использовать материалы дневниковых записей, результаты диагностических срезов, творческие отчёты педагогов. «Дневник творческого развития ребёнка», форма которого была разработана в процессе работы над проектом, позволяет отслеживать малейшие достижения ребёнка, его успехи в проявлении творчества в изобразительной деятельности. Записи делаются после каждого занятия или самостоятельной деятельности ребёнка. Их отличает лаконичность, поэтому ведение «Дневника творческого развития ребёнка» не отнимает много времени у педагога. Но дневниковые записи позволяют провести сравнительный анализ творческого роста как отдельного ребёнка, так и группы в целом. Диагностика творческого развития ребёнка проводится в начале и конце учебного года в экспериментальной и контрольных группах. В качестве диагностических материалов можно использовать методики диагностики универсальных творческих способностей для детей четырёх- пяти лет ( авторы В.Кудрявцев, В.Синельников). Можно использовать в работе методики «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» , «Дощечка» и д.р. Методика «Солнце в комнате». Основание: реализация воображения. Цель: выявление способностей ребёнка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения несоответствия. Методика «Складная картинка». Основание: умение видеть целое раньше частей. Цель: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Методика «Как спасти зайку». Основание: Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений. Цель: оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Методика «Дощечка». Основание: детское экспериментирование. Цель: оценка способности к экспериментированию с преобразующими объектами. Результаты контрольной диагностики показывают значительный рост творческих способностей детей экспериментальной группы по сравнению с результатами констатирующего этапа. Этому способствует педагогическая работа, включающая как организацию самостоятельного экспериментирования детей с изобразительными материалами, так и проведение обучающих занятий. При диагностики учитывался творческий рост ребёнка непосредственно в анализе продуктов деятельности по таким параметрам, как оригинальность, разнообразие замыслов, богатство темы. Немаловажная роль в творческом росте детей принадлежит семье, поэтому проведение работы с родителями – обязательно и активное включение в эксперимент тоже. Интерес к экспериментированию детей в семье связан с большими возможностями использования нетрадиционных материалов и инструментов, которых нет в дошкольном учреждении или используются ограниченно. В домашних условиях дети могут лепить из дрожжевого теста и запекать вместе с мамой в духовке готовое изделие, создавать из фруктов, овощей и продуктов питания забавные изображения на бутербродах. Дома так же имеется много материалов для шитья: пуговицы, нитки ( шерстяные, хлопчатобумажные, мулине). Которые можно использовать в изготовлении панно. В семьях достаточно так называемого бросового материала, который может, использован в детских композициях. Это различные коробки, пластиковые флаконы, старые грампластинки, игрушки в разобранном виде. Все эти вещи могут удачно вписаться в художественную работу, которую совместно выполнят дети вместе с родителями. Однако родителям не нужно забывать , что инициатором должен быть ребёнок, взрослый оказывает помощь в подготовке материала, может сделать с так, чтоб он попался на глаза ребёнку. Кроме того родители выполняют опасные виды работ связанные с нагреванием, пришиванием, проколом шилом и разрезание ножом деталей. Замысел должен исходить от ребёнка, но ему нужно помочь его сформулировать и воплотить в жизнь. Таким образом, система работы по развитию экспериментальной деятельности в процессе изобразительной деятельности, включающая деятельность детей, как в детском саду, так и в семье, позволяет повысить уровень творческого развития детей. Источник: http://дошкольное восритание журнал | |
Просмотров: 1235 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|