Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г. Песталоцци Успешная карьера начинается с хорошего образования – это общепризнанный факт. Рынок труда сегодня чрезвычайно подвижен, поэтому востребованными становятся люди, которые способны мобильно менять профессию, быть готовыми к самообразованию, саморазвитию. Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у студентов потребность в самосовершенствовании, самообразовании[3]. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту приоритетными задачами образования становятся: развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Для реализации этих целей и поиска наилучших способов решения образовательных проблем, использую приемы технологии развития критического мышления. Сама технология развития критического мышления предполагает три этапа конструктивно-смыслового построения урока. Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность педагога не только активизировать, заинтересовать студента, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность студента, сделать чтение или слушание осмысленным. Два этих этапа являются основополагающими любого урока. Наиболее важным и интересным этапом урока предлагаемой технологии является третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этом этапе происходит личностное осмысление, принятие материала и использование его уже как личностного творческого опыта, систематизация материала, мотивация студентов на новый этап познания. На этапе побуждения возможно использование стратегии «Концептуальное колесо». Студентам необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например, к слову интеграция, студенты называют такие слова как соединение, объединение, слияние. Это дает возможность продолжать беседу по теме: «Международная экономическая интеграция». На этапе реализации используются стратегия «Галерея ответов». На уроке по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» по теме: «Казахстан в системе современных международных связей» студентам предлагалось из всех международных и региональных организаций, участниками которых является РК, выбрать только те, целью которых было развитие экономических отношений. Правильность выполнения задания комментировал преподаватель, арбитры и руководители групп фиксировали индивидуальные ответы. Каждая группа использовала стикеры определенного цвета. Представители групп прикрепляли их на общий кластер, при подведении итогов было видно, какая группа дала больше правильных ответов. Стратегия «Мозаика проблем» интересна, когда требуется исследовать проблему, аргументировать свою позицию. Например, студенты на примере Евразийского экономического союза определяют плюсы и минусы экономической интеграции для Казахстана. Преподаватель предлагает студентам два листа разного цвета, которые предварительно разрезаны на одинаковые сектора и на каждом напечатан вопрос (проблема). Для ответов на вопросы студентам предлагается раздаточный материал, содержащий аналитическую и статистическую информацию по теме. После выступления на доске остается сектор с вопросом той группы, которая привела больше аргументов. После обсуждения проблемной темы, делаются выводы, анализируются ответы. И в результате складывается один лист с секторами разного цвета. Побеждает та группа, секторов которой осталось больше при составлении мозаики. Правильность выполнения задания комментирует преподаватель, руководители групп выставляют оценки. Стратегия «Дерево предсказаний» часто используется по дисциплине «Основы экономики». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития каких-то событий. При анализе ситуации выдвигаются различные гипотезы, которые должны подтверждаться аргументами. При построении схемы (дерева), предполагается что ствол - это основная тема, ветви – это предположения, а листья – аргументы. На третьем этапе рефлексии преподаватель оценивает результат работы студентов. Практика показывает, что очень эффективными на этом этапе являются стратегия «Плюс – минус – интересно». Студентам предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех столбцов. Первый столбец «Плюс», записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции и могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. Второй столбец «Минус», записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, вам оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. Третий столбец «Интересно», записываются все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к преподавателю. По этой таблице преподавателю очень удобно подводить итог урока. Стратегия «Дерево моего успеха» применяется, основываясь на сюжетном рисунке «Дерева». Каждый студент на цветных стикерах в виде листика пишет пожелания себе или участникам. В своей практике я сталкивалась только с положительными отзывами и позитивными пожеланиями (рисунок). Проведение учебных занятий по экономическим дисциплинам с использованием приёмов технологии развития критического мышления повышает интерес студентов к обучению. Можно с уверенностью сказать, что стратегии технологии развития критического мышления, используемые при изучении экономических дисциплин, направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для формирования и закрепления у студентов новых знаний, умений и навыков. Литература: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304с. 2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. [Электронный ресурс], 15.10.2015. – Режим доступа: http://www.i.neofile.ru/. 3. Н.В. Билько Методические основы применения активных методов обучения в процессе изучения экономики [Электронный ресурс], 10.10.2015. – Режим доступа: http://pandia.ru/. | |
Просмотров: 1122 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|