Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
I. Оргмомент. Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и учащихся к уроку. II. Опрос по предыдущей теме: Используются различные формы проверки знаний: Работа с карточками. Студентам на рисунке необходимо выполнить задание, указанное в карточке. На карточках написаны вопросы разного уровня сложности. «Тонкие вопросы» (3 балла) предполагают однозначный ответ, «толстые вопросы» (4 балла) предполагают знание расположения узлов, механизмов, 5 баллов – предполагают знание названий и расположения узлов, механизмов. Задание (3 балла): Автомобилем или автопоездом-цистерной называется САТС, конструктивно приспособленное для __________________________________________________________ Цистерны для перевозки битума имеют конструктивные специфические особенности: битум необходимо транспортировать при температуре 190...260 С, поэтому цистерны имеют ____________________________________________________________________ Система подогрева включает ____________________________ трубу, проходящую вдоль резервуара, _____________________________________________________. Битумные насосы механические или объемные, имеют привод от ________________________________________________________дач автомобиля-тягача Маслодозаправщики применяются для заправки машин маслами и водой, технологическое оборудование их состоит из масляной и водяной систем, включающих _____________________________________________________________________________. Цистерны для перевозки жидких пищевых продуктов имеют резервуары эллиптического или чемоданного сечения изготовляются из ________________________________; в большинстве случаев они имеют ______________________________________. Цистерны для сжиженных и ожиженных газов делятся на _____________________________________________________________________________ Пневматический способ разгрузки делится на _____________________________________________________________________________ Аэроднище состоит из слоев ________________________, уложенных на _____________________________________________________________________________ 3) Студентам группы, которые учатся на «4 и 5», было дано следующее домашнее задание: сформулировать вопросы к изученной теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. (Работа в группе) Преподаватель оценивает правильность ответов, по п.3 также оценивается и правильность формулировки вопросов. III. 1) Актуализация опорных знаний. Прием «Постановка проблемного вопроса» Проблемный вопрос: «Что необходимо предпринять, если на ваше предприятие поступил заказ на перевозку скоропортящегося штучного груза?» Как правило, студенты отвечают, что нужно для этих целей использовать фургон, или фургон-рефрижератор. Также актуализируются уже имеющиеся знания по новой теме. Далее задается более сложный вопрос: «Как поступить, если на предприятии нет автомобилей с холодильными установками?». На данном этапе студентами выдвигаются различные предположения, вспоминают, что известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Роль преподавателя – координирующая. Все гипотезы отображаются на доске, процесс мышления становится наглядным, обретает видимое воплощение. В дальнейшем, на этапе рефлексии, все записи анализируются, дополняются и исправляются. 2) Презентация. После того, как произошло погружение в тему, были актуализированы знания, объявляется тема занятия, совместно формируется цель и план урока: «Цель: Познакомится с устройством автомобилей-рефрижераторов, способами охлаждения кузова. План: • Требования к фургонам • Особенности конструкции фургонов • Основные характеристики СПС • Временные источники холода • Постоянный источник холода.» Озвучиваются задачи: 1. Изучение устройства фургона с термоизоляцией. Изучить материалы изготовления, требования к ним. 2. Работа в группах с раздаточным материалом. По итогам изученной темы вы должны сделать вывод об эффективности временных источников холода. 3. Изучение принципа работы холодильной установки. Режим (охлаждения и режим оттаивания) В конце урока каждому будет выставлена оценка за каждый этап работы: домашнее задание, работа в группе, будет также учитываться активность работы на уроке. По итогам вашей работы на каждом этапе будет выведен средний итоговый балл за урок. IV.1) Объяснение нового материала и первичное закрепление знаний. 1. Устройство термоизоляционных фургонов. Студентам вначале предлагается материал для самостоятельного изучения. По ходу изучения они должны ответить на следующие вопросы: А) Классификация фургонов Б) Требования, предъявляемые к фургонам. После того, как студенты самостоятельно изучили предложенный материал, преподаватель, используя презентацию, дополняет знания по изучаемому вопросу. Студенты записывают дополнения. Раздаточный материал: Автомобилем или автопоездом-фургоном называется САТС, оборудованное закрытым жестким кузовом, приспособленным для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий. По основному классификационному признаку — назначению фургоны делятся на универсальные (общего назначения), изотермические и рефрижераторы, а также узкоспециализированные. Универсальные фургоны служат для перевозки продовольственных и промышленных товаров, как в упаковке, так и без нее, изотермические и рефрижераторы — скоропортящихся грузов, а узкоспециализированные — хлеба, мебели, почты, скота и т. п. Фургоны устанавливаются на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов. По компоновке фургоны могут быть вагонного типа либо с отдельной кабиной. По расположению дверей имеются фургоны с дверями на заднем борту, на правом борту, на заднем и правом борту и многодверные. По конструкции крыши фургоны бывают: с глухой крышей, с раздвижной крышей, с шарнирно-подъемной крышей. По материалу каркаса и облицовки фургоны могут быть: с деревянным или металлическим каркасом, с фанерной, стальной, алюминиевой, пластмассовой облицовкой. К конструкциям фургонов предъявляются следующие требования: соответствие характеристике и партионности груза; прочность и долговечность; наименьшая снаряженная масса; соответствие грузоподъемности удельной площади пола и удельному объему, виду перевозимого груза; минимально возможные габаритные размеры; постоянство погрузочной высоты, согласованной с погрузочной площадкой; ровность пола; оптимальные сечения кузова и размеры дверей; удобное для погрузки и выгрузки размещение и число дверей; соответствие нормативным требованиям по освещенности, вентиляции, технике безопасности; наибольшая унификация. Наиболее многочисленную группу составляют фургоны универсальные и узкоспециализированные, обеспечивающие защиту груза только от воздействия окружающей среды. Их кузова обычно цельнометаллические, иногда деревянные, обшитые металлическим листом, несущей конструкции, прямоугольной формы с ровным (иногда ступенчатым) полом. Двухстворчатые двери расположены на заднем борту с широким проемом (более 2 м). В некоторых случаях устанавливаются боковые двери, подъемные или сдвижные боковые стенки и сдвижные, съемные или подъемные крыши, что обеспечивает механизированную погрузку-разгрузку. Иногда фургоны оборудуются грузоподъемными бортами. Изотермические фургоны обеспечивают сохранение определенного температурного режима внутри грузового помещения с помощью термоизолированного кузова. Рефрижераторные фургоны обеспечивают поддержание определенной температуры внутри термоизолированного кузова применением источников временного и постоянного охлаждения. Временное охлаждение поддерживает заданную температуру в течение ограниченного срока, работа постоянных холодильных установок основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов). 2. Временные источники холода. СПОСОБЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ФУРГОНОВ-РЕФРИЖЕРАТОРОВ Эвтектические растворы представляют собой водные растворы минеральных или металлических солей и органических соединений. Наиболее эффективным хладоносителем является дихлорметан (фреон 30). Оттаивание замороженных эвтектических растворов для охлаждения кузова производится с помощью зероторов и аккумуляторов холода. Зероторы (специальные сосуды) с эвтектическим раствором вначале замораживаются в стационарных холодильниках, а затем помещаются внутри кузова рефрижератора. Оттаивание зеротора сопровождается поглощением теплоты, а следовательно, охлаждением кузова. Температура в кузове поддерживается от -2 до -9°С. Время действия 12...15 ч. Достоинством является возможность неоднократного использования зероторов, недостатками — необходимость наличия холодильных станций для предварительного замораживания зероторов и затраты рабочего времени на их замену и обслуживание. Аккумуляторы холода представляют собой плоские сосуды с внутренними змеевиками. Эвтектический раствор в сосудах замораживается вследствие циркуляции в змеевиках хладоносителя, при подключении змеевиков, к внешней стационарной (передвижной) зарядной станции или смонтированной на САТС компрессорной холодильной установке с приводом от электродвигателя, подключающегося к внешней электрической сети во время стоянки рефрижератора. При использовании временных источников холода целесообразно применять предварительное охлаждение внутреннего пространства кузова, которое, кроме этого, при перевозке грузов на небольшое расстояние может исключить необходимость в использовании источников холода. Предварительное охлаждение осуществляется от стационарных холодильных установок и сжиженными газами. При использовании стационарных холодильных установок предварительное охлаждение обеспечивается: подачей холодного воздуха в кузов по гибким изолированным шлангам, при помощи переносного испарителя, при помощи постоянного испарителя с вентилятором, установленного на кузове, и подводом хладагента. СПОСОБЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ФУРГОНОВ-РЕФРИЖЕРАТОРОВ Сухой лед (твердая углекислота) помещается внутри кузова в верхней его части в бачках или в специальных отсеках кузова между внутренней и внешней облицовками. Его также применяют и с промежуточным хладоносителем, циркулирующим по змеевику охлаждающего прибора. Регулирование температуры обеспечивается изменением поверхности охлаждения объема с сухим льдом. Достоинством такого устройства является возможность поддержания внутри кузова низкой температуры (переход углекислоты из твердого состояния в газообразное происходит при температуре -78 °С) и чистоты. Недостатком — относительно высокая стоимость углекислоты. В качестве сжиженных газов для охлаждения кузова используют жидкую углекислоту и азот. Углекислота из внешнего резервуара подается по шлангу непосредственно в кузов и, испаряясь, быстро и равномерно охлаждает внутреннее пространство кузова. Углекислота и азот могут храниться и в баллонах, установленных на САТС, и при необходимости подаваться в кузов и в нем разбрызгиваться. В этом случае охлаждение может быть периодическим и осуществляться автоматически с помощью терморегулирующих устройств. Применение азота для охлаждения кузова имеет ряд достоинств, а именно: большая скорость понижения температуры в кузове (примерно в 25 раз выше, чем при машинном охлаждении), создание инертной атмосферы в кузове, предохраняющей продукты от порчи, кузов и продукты не подвергаются обледенению. Недостатком такого способа охлаждения является относительно большая стоимость азота. Самостоятельная работа в группах по изучению способов охлаждения. Студентам предлагается заполнить диаграмму Венна по следующим группам: Сухой лед (твердая углекислота) Общее Сжиженные газы Зероторы Общее Аккумуляторы холода После того, как выполнили задание в группах, каждая группа, по очереди, заполняет таблицы на доске (одна группа отвечает, другие дополняют или исправляют). 3. Постоянный источник холода По схеме преподавателем описывается принцип работы холодильной установки. В конспект записываются основные узлы, их назначение контур охлаждения и обогрева. Для первичного закрепления полученных знаний демонстрируется видеоролик «Автомобиль-рефрижератор». V. Рефлексия Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям На стадии рефлексии студенты систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. В процессе работы (ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) студенты, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. После самостоятельной работы с предложенным материалом, студентам предлагается заполнить таблицу: перевозка скоропортящихся грузов: Каким должен быть фургон? Какие материалы используются для его изготовления? Как охладить фургон без помощи холодильника? Перечислите основные узлы холодильной установки. Перечислите преимущества и недостатки автомобилей-рефрижераторов. вывод Преподаватель возвращает студентов к первоначальным записям-предположениям на доске. Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. VI. Домашнее задание: конспект. VII. Подведение итогов: При подведении итогов выставляются оценки каждому студенту по следующим критериям: Домашнее задание Стадия осмысления Рефлексия Средний балл Составление вопроса Ответ на вопрос Работа в группах | |
Просмотров: 785 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|