Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
В Казахстане участились случаи грубого нарушения техники безопасности на производственных объектах и, как следствие, возросло количество несчастных случаев со смертельным исходом. Цифры шокируют - более двух тысяч несчастных случаев на производстве по всему Казахстану ежегодно, из них более трехсот - с летальным исходом. Рабочие падают с высоты, оказываются под обвалами и обваленными предметами либо гибнут от удара электрическим током. Наибольший процент травматизма эксперты отмечают в строительной и горно-металлургической отраслях, далее следует, как ни странно, сельское хозяйство, потом - нефтегазовая промышленность. Одна из причин повышенного травматизма нарушения работниками требований охраны труда. Подготовленный работник редко попадает в непредвиденную ситуацию, но очень часто во время рабочего процесса работники открыто нарушают правила безопасности, либо своим неразумным поведением создают опасную ситуацию. Все это делает необходимым поиск новых подходов к обучению охране труда, которое должно опираться не на трансляцию готовых знаний и переписывание инструкций, а на создание условий для активизации познавательной деятельности и внедрения инновационных методов обучения. Одна из особенностей создающих трудности внедрения инноваций в обучении является неподготовленность к ним слушателей. В первую очередь это пониженный интерес к предмету и низкая активность студентов. При обучении охране труда в КГКП «Боровской профессионально - технический колледж» предпочтение отдается нестандартным формам занятий, большинство из них направленны на активизацию познавательной деятельности студентов, так называемы активные формы занятий. Так как в современных условиях развития НТП, на наш взгляд, студентов следует обучать не столько поведению в различных ситуациях, сколько снятию психологического барьера затрудняющих адекватное реагирование человека на опасные и аварийные ситуации, формированию мотивации и навыков безопасного поведения на рабочем месте. Здесь следует сделать небольшое отступление, связанное с возрастными категориями студентов. Охрана труда преподается мною в двух группах, ТМ-24 (после 9 класса, средний возраст 16 лет) и МСХ-1 (на базе 11 классов, средний возраст 25 лет). Соответственно применяемые подходы и методы не одинаково воспринимаются аудиторией. Мне бы хотелось описать следующие методы: диаграмма Исикавы, кейс-технология, метод смыслового поля и метод горячего стула на примере темы Производственный травматизм. Все эти методы по своему ярки и эффективны (для той или иной возрастной группы). Диаграмма Исикавы. Основное затруднение связанное с использованием данного метода – это неумение студентов составлять причинно – следственные связи. Это связано с визуализацией метода, т.е. в беседе студенты правильно составляют логическую цепочку причина-следствие, но перенести на график часто затрудняются. Для группы ТМ-24 так же было затруднительно точно сформулировать основной показатель (голову рыбы), поэтому для них показатель обозначала я, студентам оставалось только показать причины (хребет рыбы). А вот для старшей группы задача ставилась шире, на основании изученного материала им предлагалось самим составить диаграмму. Пример диаграммы представлен на рисунке. На данной диаграмме разумеется представлена только небольшая часть причин производственного травматизма Рисунок 1 – Диаграмма Исикавы по теме «Причины производственного травматизма» Кейс – технология. На мой взгляд, один из самых продуктивных методов обучения. Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. В своей практике я использовала простые кейсы, связанные с решением какой либо производственной задачи. Примером простого кейса может служить задача, в которой требуется оценить производственный травматизм, используя статистический метод. При поиске решения студенты попутно получают информацию не только о статистическом методе, но и о других методах оценки. Кейсы, составленные по одной и той же теме, для разных групп соответственно так же разные. Для младшей группы кейс выглядит как описание задачи и уже выбранная и распечатанная информация для решения. Студентам необходимо только изучить и применить ее. А вот для старшей группы кейс выглядит как ситуационная задача и вопросы к ней. Информацию необходимо найти самим. Кейс – технология с энтузиазмом воспринимается студентами обоих групп. При этом проявляется инициативность и творческие способности студентов. Рисунок 2 – Пример простого кейса Метод смыслового поля. Студентам предлагается заполнить таблицу с предложенными блоками вопросов. Пример таблицы представлен на рисунке 3. Рисунок 3 – Графическое средство «смысловое поле» Данный метод очень неоднозначно был воспринят аудиториями обоих групп. Младшей группе было сложно сформулировать Ожидаемое сопротивление, опять же из за неумения составлять причинно – следственные связи. А вот старшая группа столкнулась со сложностями в предложениях по решению проблемы, часто предложения были довольно абстрактные и не конкретные. Метод «горячего стула». Все участники рассаживаются по внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4—5 стульев. Эти места займут те участники, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным — «горячий стул». Разговор участников связан с решением или обсуждением той или иной проблемы, но высказываться могут только участники внутреннего круга. Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор, если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое место, которое становится «горячим стулом». Поводом для такого перехода может служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в разговоре другому лицу, усталость от общения и др. Данный метод я использую с предварительной подготовкой. Например, даю домашнее задание изучить что такое мотивация, ее виды, способы и т.д. На занятии же начинается обсуждение, какие виды мотивации действеннее, современные виды мотивации, проблемы мотивирования персонала и т.д. Данный метод с удовольствием использовался в обеих группах, во первых это не просто «сидение за партой», воспринимается больше как игра, во вторых студенты воспринимают это как обычную беседу, не думают об оценке и больше раскрепощаются, становятся более расслабленными, очень часто возникает так называемый инсайт т.е. внезапное озарение. Огромный плюс, что всегда есть возможность безнаказанно выйти из игры, т.е. взять передышку. Что при обычном опросе или тестировании невозможно. Моя задача при применении данного метода не дать разговору зайти в тупик, т.е. при затруднении студентов вывести разговор на новый уровень или подсказать возможные темы или пути решения проблемы. В данной статье постаралась представить, на мой взгляд, наиболее яркие методы. Все они направлены на активизацию познавательной деятельности студентов и на разжигание интереса к предмету. | |
Просмотров: 1316 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|