Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
КГУ «Урицкая школа- лицей» ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗПР» Составитель: Макарова Е.А. Сарыколь 2017 АННОТАЦИЯ Составитель: Е.А. Макарова. Программа занятий «Профессионального самоопределения подростков с ЗПР». КГУ «Урицкая школа-лицей акимата Сарыкольского района» п.Сарыколь Костанайская область. На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому обучению как одному из компонентов будущей самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем. Пояснительная записка Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями. В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван). Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков. На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем. Таким образом, можно увидеть, что учащиеся с ЗПР, с одной стороны, адекватно оценивают свои силы, выбирая в основном рабочие профессии и выполняя работу в коллективе, но с другой стороны, специфика представлений о будущей профессии у школьников с ЗПР проявляется в узком диапазоне предпочитаемых профессий и их формальным выбором. Подростки с ЗПР часто даже не имеют необходимых сведений о выбранных профессиях, однако хотят получать хорошую зарплату. Мы полагаем, что причинами вышеуказанной специфики являются недостаточное информирование подростков с ЗПР о рынке труда, отсутствие специально подобранных профессиограмм, нацеленных именно на этот контингент, методическая недоработка профконсультирования и профдиагностики. Наша программа будет направлена на целевое построение профконсультационной работы с подростками с ЗПР, которая будет включать диагностический блок, профконсультации с учетом особенностей интеллектуального развития, подбор профессиограмм, знакомство школьников с миром профессий, с ориентацией на область интересов каждого уча Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога: Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии. Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию. Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной. Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Цели: • сформировать готовность учащихся с ЗПР к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей; • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда. Задачи: • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств; • повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании; • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; • выявление интересов и склонностей, способностей школьников; • формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Содержание курса. 1. Внутренний мир человека и система представлений о себе . Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. 2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности. Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей. 3. Способности, условия их проявления и развития. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей. 4. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности). Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии. Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения. Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность. 6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”. 7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности). Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”. 8. Человек среди людей. Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса). 9. Профессиональная консультация. Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра). Календарно- тематическое планирование № п.п. Тема Кол- во часов Дата 1 Тренинг общения «Мы с тобой выпускники». 1 7.09 2 Коррекционные упражнения «Мои чувства». 1 14.09 3 Упражнения на коррекцию самооценки учащихся. 1 21.09 4 Мир профессий. Помечтаем о будущей карьере. 1 28.09 5 Алгоритм выбора профессии «Надо — Хочу — Могу». 1 5.10 6 Профессионально-диагностический опросник Климова. 1 12.10 7 Профессии «Человек- человек». 1 19.10 8 Профессии «Человек-техника». 1 26.10 9 Профессии «Человек- природа». 1 2.11 10 Профессии «Человек- знаковая система». 1 16.11 11 Профессии «Человек – художественный образ». 1 23.11 12 Профориентационная игра «Инопланетяне». 1 30.11 13 Диагностика «Способности и выбор профессии». 1 7.12 14 Последствия выбора профессии: реальность и мечты. 1 14.12 15 Профориентационная игра «Общественное мнение». 1 21.12 16 Диагностика «ОПГШ», Йоваши. 1 28.12 17 Диагностика «Оценка и развитие коммуникативных умений». 1 18 Профориентационная игра «Перспектива». 1 19 Индивидуальные свойства человека Тест «Художник или мыслитель» Свойства нервной системы.. 1 20 Склонности и интересы в профессиональном выборе. 1 21 Коммуникативные качества личности и типы профессий 1 22 Значение темперамента в профессиональном становлении личности. 1 23 Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности. 1 24 Игровое упражнение «Человек- профессия» 1 25 Игровое упражнение «Автопортрет». 1 26 Игровое упражнение «Цепочка профессий» 1 27 Игровое упражнение «Сейчас и потом» 1 28 Игровое упражнение «Самая, самая профессия» 1 29 Профессьянс «Кто? Что? Где?» 1 30 Профориентационная игра «Ловушки- капканчики». 1 31 Игровое упражнение «Дом, который построил….» 1 32 Игровое упражнение «Один день из жизни» 1 33 Игровое упражнение «Пять шагов к профессии» 1 34 Игровое упражнение «Мой путь в мир профессий». 1 Использованная литература: 1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000. 2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 3. Организация психологической службы в школе. Под ред. А.С.Чернышева, Е.И. Полонского и др. Курск, 1991. 4. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. 5. Материалы к программе “Профессиональное самоопределение” В.Д. Симоненко. Волгоград, 2005. | |
Просмотров: 893 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|