Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
Пояснительная записка - общие положения: Программа кружка по профессиональному самоопределению подростков. - законодательная часть: Конституция РК; Закон РК «Об образовании»; Базовый проект «Саналы Азамат»; Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2018-2019 учебном году»; Методическое пособие «Особенности предпрофильного и профильного обучения в 12-летней школе»; Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования, утвержденные постановлением акимата Северо-Казахстанской области от 16 февраля 2015 года №59; План профориентационной работы КГУ «Асановская средняя школа» на 2018-2019 учебный год. - региональный компонент: в рамках программы по профориентации проводится исследование и анализ экономики Казахстана и Северо-Казахстанской области, изучается рынок труда и образовательных услуг. - актуальность и социально-экономическая значимость: формирование у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения и интереса к будущей профессии. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Раннее самоопределение подростков позволяет своевременно выполнять государственный заказ и обеспечивать государство необходимыми кадрами. - цели программы: формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, становятся основой профессионального выбора, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознанно. - задачи программы: Образовательные задачи: 1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. 2. Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. 3. Формировать знания о системе учреждений среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. 4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права. Воспитательные задачи. 1. Уточнить профессиональные планы и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей. 2. Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего села, его развития и благополучия; 3. Формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. 4. Формировать понимание социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего села, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и села. Развивающие задачи. 1. Развить потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации. 3. Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. 4. Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений. 5. Приобрести практический опыт, соответствующий интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения. - участники программы: учащиеся 9-11 классов КГУ «Асановская средняя школа». - сроки реализации программы: 2017-2019 годы. - этапы реализации проекта: 1 час в неделю (34 часа). - управление и обеспечение проекта: занятия реализуют личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают: акимат Асановского с/округа, предприятия села Асаново, колледжи и ВУЗы Северо-Казахстанской области. - оценка результатов программы: Учащиеся должны знать: - значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; - правила выбора профессии; - определение профессии и профессиональной деятельности; - понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; - значение творческого потенциала человека, для его карьеры; - требования современного общества к профессиональной деятельности человека; - понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг; - возможности получения образования по избранному профилю; - перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности. Учащиеся должны уметь: - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - ставить цели и планировать действия для их достижения; - использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; - анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. - критерии и показатели эффективности программы: формирование выше перечисленных знаний и умений. - итоги программы: (предполагаемые итоги и результаты); - сформированность представления о мире профессий; - знание и значение каждого из предприятий находящихся на территории села и района, знание основных направлений производств села, особенностей технологий; - знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе. - участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; - участие в районных проектах профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в районе, селе. - изучение путей овладения избранными профессиями - сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; - готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей; - определение профессиональных планов и намерений учащихся; - развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; - знание функций и задач районных и городских центров занятости. Программа занятий кружка по профориентации № занятия Тема занятия Организационная форма Содержание 1 Вводное занятие. Многообразие мира профессий Игра: «Угадай профессию» Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) 2 Я и выбор профессии Беседа, диагностика: методика свободного самоописания Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Социальные проблемы труда 3 Анализ предприятий села. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Исследование Анализ предприятий села: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. 4 «Какие профессии востребованы в нашем селе?». Мониторинг рынка труда. Дискуссия, исследование Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем селе?». Мониторинг рынка труда. 5 Разделение труда Викторина, эвристическая беседа Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация. Классификации профессий 6 Различные виды классификаций. Практическая работа: составление формул профессий. Знакомство с классификацией профессий Климова. Диферринцированно-диагностический опросник Климова. 7 Диферринцированно-диагностический опросник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»). Диагностика Определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». 8 Мотивы выбора профессии Пресс-конференция Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. 9 Здоровье и выбор профессии Практическая работа: работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Типы темперамента и выбор профессии 10 Знакомство с типами темперамента. Диагностика, лекция Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. 11 Значение и влияние темперамента на выбор профессии. Рецензия Значение и влияние темперамента на выбор профессии. 12 Современный рынок труда и его требования к профессионалу Ярмарка вакансий. Практическая работа: составление формул профессий. Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Занятость населения и безработица. Профессиональная перспектива. Составление резюме 13 Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. Диспут Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. 14 Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме. Профессиональный успех на студенческой скамье. Индивидуальная программа самовоспитания. Правила составления резюме. Собеседование. Правила и нормы поведения. 15 Подготовка к собеседованию. Деловая игра Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. 16 Игра «Руководитель» Ролевая игра Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный). Социально – экономические условия современного Казахстана 17 Развитие производства и сельского хозяйства. Конференция Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. 18 Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Семинар Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. 19 Практическая работа: сочинение «Если бы я был акимом» Практическая работа. Бенефис Практическая работа: сочинение « Если бы я был акимом» (интеграция с уроками развития речи). Основы экономических знаний 20 Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Урок сообщение ролевая игра «Малое предприятие». Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РК и других странах. 21 Деньги и торговля. Банки и биржи. Игра «Монополия» Деньги и торговля. Банки и биржи. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Рынок образовательных услуг 22 Система профессионального образования. Экскурсия по учебным заведениям Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. 23 Социально – профессиональная мобильность. Исследование, практическая работа Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» Анализ рынка образовательных услуг Северо-Казахстанской области 24 Трудовой кодекс РК. Труд несовершеннолетних. Лекция Знакомство с трудовым кодексом РК. Основы технологической культуры 25 Сущность и содержание технологической культуры. Лекция Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. 26 Технологическая культура. Беседа Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. 27 Технологии основных видов жизнедеятельности человека. Практическая работа Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. 28 Технологическая культура и профессиональная деятельность. Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление. Личный профессиональный план 29 Профессиональная карьера. Профессиональная компетентность. Беседа, фоторепортаж Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. 30 Профессиональное становление. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. 31 Готовность к выбору профиля, профессии Обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора» Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. . Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) 32 Подготовка профориентационных проектов Беседа. Практическая работа Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. 33 Подготовка профориентационных проектов Практическая работа Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты). 34 Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) Кинопробы: «Я и моя профессия». Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). Список литературы для учителя 1. Дереклеева, Н И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2004 (Педагогика. Психология. Управление.) 2. Климов. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. / Е. А. Климов. - М.: МГУ, 1995. 3. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е. А. Климов. - Обнинск, 1993. 4. Концепция профильного обучения на старшей ступени обще¬го образования. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 22 с. 5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992. 6. Пряжников, Н. С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. - М.: МГУ, 1995. 7. Пряжников, И. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. 8. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 кл.). / Н. С. Пряжников. - М.: Вако, 2005. 9. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 1991. 10. Савченко. М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 кл ): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. - М.: Вако, 2005 11. Саморазвитие личности (программа социально-психологического тренинга). Сост. Л. Ф. Анн. - Йошкар-Ола, 2001. 12. Сборник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под редакцией. А.А. Бодалева; Год издания 2011. МССстатья Автор: Визгина А.В. 13. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования СПб, Речь, 2006. Список литературы для учащихся 1. Каверина. Р. Д. Как выбрать профессию. / Р. Д. Каверина. - М.: Просвещение, 1985. 2. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей; Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: пер.с англ. / Д. Карнеги, - М„ 1990. 3. Климов. Е. А. Как выбрать профессию? / Е. А. Климов. - М., 4. Кон, //. С. В поисках себя: личность и самопознание. / Н. С. Кон. - М., 1984. 5. Леей. В. Л. Искусство быть собой. / В. Л. Леви. - М.: Знание, 1991. 6. Мир профессий.-М., 1985-1987. 7. Прощицкая. Е. Н. Выбирайте профессию./ Е. Н. Прощицкая. -М.: Просвещение, 1991. 8. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеоб. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М. Просвещение. 9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. - М.: Аванта, 2003. 10. М. Бендюков, И.Соломин. "Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда". Санкт-Петербург, 1998 . 11. Сайты Интернета. | |
Просмотров: 436 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|