Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
Участие обучающихся в концертах – важная составляющая обучения юных музыкантов. Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного творческого труда. Он является главным стимулятором его дальнейшего творческого роста. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется активное участие ребят в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству. С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению старательно готовятся. Участие в концерте и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво. Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывают большинство учащихся. Многие ученики нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения – просто боязнь выходить на сцену. Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты обращают внимание на то, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. М.С.Воскресенский замечает по этому поводу следующее: «Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, «собирается» и играет значительно лучше, чем вы ждали. Я думаю, что многое зависит тут от склада нервной системы и характера человека». Ю.И.Янкелевич уделял специальное внимание психологической подготовке перед выходом на сцену. Это задача педагога, который не должен дать почвы для возникновения срывов во время выступления, выпуская ученика с недоученным произведением, не подготовив его к тому новому ощущению, которое возникает на эстраде. Он говорил: «Надо вырабатывать деловое отношение к эстраде как части своей работы, причем такое отношение должно быть не только к выступлению, но и к его итогам. Необходимо взвешивать все свои ошибки, замечать их. Обсуждение итогов выступления не должно быть поверхностным. Пользу приносит только серьезное, деловое обсуждение, деловое отношение к эстраде - и дома, и на уроке, и на сцене». Важен, наконец, и сам процесс общения педагога с учеником в преддверии выступления. «Нужно внушить студенту уверенность в своих силах, - подчеркивает Ю.С. Слесарев, - Это тоже входит в круг обязанностей педагога». Таким образом, анализируя проблему сценического волнения, можно прийти к выводу, что вопрос о психологической подготовке музыканта к концертному выступлению решается в основном индивидуально, но для этого надо знать индивидуальные особенности психической конституции ученика, иметь представление о реакции организма на различные ситуации. Познать самого себя становится важнейшим смыслом в работе над музыкальным произведением в период подготовки к концертному выступлению. Работая над индивидуальной программой с каждым учащимся, преподаватель стремится к максимально высокому уровню исполнения учеником выученных произведений. И как часто, казалось, хорошо подготовленный ученик на публичном выступлении теряется, исполняет программу с потерями, не интересно, а то и вовсе с ошибками. Обычно, в таких случаях мы, преподаватели, говорим: «Не справился с волнением». Так что же надо делать, как работать с учеником, чтобы он умел справляться с таким сложным явлением, как сценическое волнение? Причины сценического волнения: 1.Волнение навевается мыслями о том, что обо мне скажут или какую оценку мне поставят. 2.Чувство ответственности за свое выступление, которое с годами возрастает. 3.Неправильно подобранная программа. Завышение ее сложности, непродуманные скачки в развитии. Лучше исполнять нетрудные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные. 4.Мысль о провале. Самокритика – хорошая вещь, но не в момент выступления. Тем более замечание о возможном провале недопустимо перед выходом на сцену. 6. Выпадение текста. Разбор текста – залог успешного выступления. Очень часто ошибка, сделанная в разборе, при волнении всплывает из недр памяти, сводя на нет все усилия по ее удалению. Правильное изучение нотного текста позволяет избежать ошибок при публичном исполнении произведения Далее необходима тщательная проработка технических и музыкальных аспектов произведения: 1)Структура: мотив, фраза, предложение, период, форма. 2)Фразировка: начало, развитие, кульминация, спад. 3) Другие виды фразировки. 4)Характер: штрихи, темп. 5)Средства музыкальной выразительности: оттенки, акценты, агогика, филирование звука, вибрация. Волнение у каждого ученика появляется по-разному, в зависимости от нервной системы. Чаще всего можно наблюдать два состояния ученика перед выступлением: 1. Излишне суетливое, нервно-возбужденное. 2. Полное безразличие, равнодушие. Что делать при подобных проявлениях волнения. Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С.Рихтер, Д. Ойстрах. Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, а вот использование успокоительных средств, обрекает ученика на неэмоциональную, вялую игру. За несколько дней до выступления музыкант должен представить зал, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Музыкальное произведение может быть записано на видео камеру. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и не останавливаться, идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение. Медитативное погружение - этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов: — пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента; — пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания; — пропевание про себя (мысленно); — пропевание вместе с мысленным проигрыванием. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие? Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться. Важный элемент – разыгрывание в день выступления - оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологической настройки на выступление. Организм входит в состояние «боевой готовности»- повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов. Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену, ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Ученик должен верить, что он хорошо играет, и он будет играть хорошо. Проблема связана с верой в себя. Нельзя фиксировать внимание ученика на проблемах волнения, расспрашивать, не волнуется ли он, гораздо важнее мобилизовать его волю, стойкость, чтобы донести исполнительский замысел. В заключении, хочется напомнить, о том, что все перечисленные методы, могут работать при одном важнейшем условии - если педагог пытается развить не только музыкально-исполнительские способности ученика, но и его личность в целом. По глубокому убеждению Г.Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над художественным образом, можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически... Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу надо развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, развивать любовь к искусствам - поэзии, живописи, архитектуре. Не только научить ученика хорошо играть, но сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким». Важно строить свои отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Педагог должен совершенствовать свое мастерство, обновлять методы работы, искать пути раскрытия индивидуальности ученика, помогая ему в овладении нелегким умением играть на инструменте, на нелегком пути развития и становления юного музыканта. | |
Просмотров: 437 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|