Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
«Речь ребенка с раннего возраста. Как ребенок учится говорить?» Дефектолог-логопед КГКП «Ясли-сад № 5» акимата города Рудного Таберт И.В. Многим родителям кажется, что речь ребенка развивается хаотично, но это далеко не так. Дети разных народностей осваивают родной язык в одной и той же последовательности. Развитие речи ребенка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего, с родителями. С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. Младенец криком и плачем оповещает родителей о своем состоянии (голода, боли), привлекает внимание взрослых. Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит). От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, внимательно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеется, пытается имитировать движения ртом. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на «ма», «ба», «ла» (лепечет). С девяти до двенадцати месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма - ма», «да - да», «па - па», подражает покашливанию, цоканью. На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на свое имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в девять — десять месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», а от девяти до двенадцати месяцев распознают названия знакомых предметов. Взрослые помогают ребенку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчетливо произнося их название и рассказывая о назначении [1]. Специалисты называют такой способ общения между родителями и ребенком ритуалом называния. Годовалый ребенок активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …», «дай мне …», «дай мне посмотреть на (потрогать, поиграть с) …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают его, малыш остается доволен. Когда ребенок начинает говорить слова, отражающие понятия «вот», «дать», «это», он еще какое-то время продолжает пользоваться указательными жестами. Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты. Малыши понимают гораздо больше, чем говорят. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти. Специалисты выявили ряд особенностей начального словаря малышей. Обычно родители ждут, когда ребенок скажет слова «мама» и «папа». Но многие дети еще до них уже произнесли несколько слов, которые родители «не считают» словами, например, «ам - ам» - хочу есть; «ай» - дай и т.д. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя); действия, производимые малышом или другими людьми (тук - тук, топ - топ, ам - ам); животных и птиц (мяу, ки, киса; ав - ав, ава; му; иго - го, ко - к о; кар - кар); еду (ако - молоко, ана - банан, адя - вода, тяй - чай); части лица и тела (нос, рот, глаза); игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон); одежда и обувь (носок, штаны, шапка); транспорт (би - би — машина, у - у — самолет); слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо - бо). Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», « ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев». Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова [1]. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако». Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости. Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: нанАна — лекарство; тититИ — кирпичи. Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите». В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова [2].. Такие звуковые искажения могут сохраняться в речи детей до 5-6 лет. Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух лет активный словарь ребенка может увеличиться до 25, а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых ребенком слов — индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин — «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребенка. Языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Малыш начинает выражать свои потребности или передавать текущие события с помощью слов-предложений. Например, он может сказать «мяч» — выражая, таким образом просьбу помочь ему достать мяч, «бах!» вместо «мяч упал», «ав – ав» вместо «собака идет». Но постепенно утверждения и просьбы малыша становятся все более разнообразными, а предложения – более длинными. В конце второго — начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов. Первые двухсловные предложения состоят в основном, из существительных и глаголов или прилагательных. Дети строят эти предложения, игнорируя законы грамматики родного языка, пропуская предлоги, союзы, искажая окончания глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Из-за этой особенности детской речи исследователи окрестили ее «телеграфной» речью [3]. Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные слова. Например, ребенок, который хочет пить вместо длинного обращения «Мама, дай мне попить», употребит более ёмкое: «Дать пить». «Телеграфные предложения» обычно передают: Просьбу совершить какое-то действие, которая содержит в себе название предмета, интересующего ребенка. Чаще всего это название пищи или интересной игрушки. Просьбы могут быть выражены в утвердительной форме: «Дать сок», «Дать ням-ням» (конфету) или в форме вопроса: «Де оп?» («Где мяч?»), «Де ако?» («Где молоко?»). Просьбу об информации, которая выражается вопросом и отражает желание ребенка получить развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его предмете или объекте («Куда баба (усеченное бабушка)?», «Собака большая?»). К 3 годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами. Например, ребенок может поговорить с мамой о папе, который ушел на работу, вспомнить машину, которую видел на улице. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Постигая законы родного языка, дети экспериментируют, учатся сочетать слова друг с другом, употреблять в предложении союзы – и, но, когда, потому что. Ребенок начинает использовать слова, которые указывают на положение предметов по отношению к говорящему (тут, там, здесь), пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном), количество предметов (один мячик — много мячей). Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Допустив ошибку, ребенок может сам себя исправить: «Она…он не хочет гулять». Желание понять взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира заставляет ребенка спрашивать взрослых о том, что его интересует. Сначала вопросы малыша — это утвердительные конструкции, произнесенные с вопросительной интонацией: «Папин галстук?», «Мамина кофта?». Затем появляются «настоящие» вопросы, которые начинаются со слов «что?», «где?». И только позже возникают вопросы, начинающиеся со слов: «почему?», «когда?», «как?». Малышу нужно научиться не только спрашивать, но и отвечать на вопросы взрослых. Иногда на вопросы, которые начинаются со слов «Когда?», «Как?», «Почему?», «Зачем?», малыши могут давать ответ, как будто в формулировке вопроса использовались слова «кто?» или «где?». Например, на вопрос «Ты уже гулял?», ребенок может ответить: «Во дворе», а на вопрос «Зачем ты взял это?» сказать: «Это банан». Однако к трем — трем с половиной годам большинство малышей начинают отвечать на вопросы правильно [3]. Ребенок как губка впитывает словесные оценки и суждения взрослого, которые часто становятся его собственными. Теперь родителям приходится следить за своими собственными словами. Неосторожно произнесенная мамой фраза: «что – то каша сегодня получилась не очень вкусная», может привести к тому, что ребенок откажется есть ее после первой ложки, мотивируя свой отказ словами: «Каша – невкусная». Трехлетний ребенок начинает учитывать в своем поведении речевой комментарий взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу. Он говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям — любовь, ласку, неудовольствие. Ребенок начинает осознавать силу воздействия слов на окружающих. Он обнаруживает, что словами можно управлять поведением людей, попросив другого человека сделать то что, нужно ребенку. Сопровождая свои действия словесными комментариями, дети учатся управлять собственным поведением. Малыш, который строит башню, может обратиться к самому себе следующими словами: «Не надо кубиков, башня развалится». Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и чётко произносят многие звуки: гласные — а, у, и, о, согласные — м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим [4]. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность — ребенок произносит «масинькя» — вместо «машинка», «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Часто ребёнок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Ошибки и замены произнесения звуков очень разнообразны. Физиологическими (проходящими, свойственными всем детям раннего возраста) искажениями (неправильным произнесением и заменами) звуков в этом возрасте являются: отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками - «лосядка» - вместо «лошадка», «косетька» - вместо «кошечка»; отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» («лак» - вместо «рак», «лямаска» — вместо «ромашка», «вак» - вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»); нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса »- вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо «стул); замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»); замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»). Произношение детей младшего дошкольного возраста зависит от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Детям все еще трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо пропускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо « чемодан». Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох тоже пока очень короткий — его длины хватает для произнесения короткой фразы. Тем не менее, большинство детей неплохо повторяют вслед за взрослыми различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи [3].. Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту — логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, и при необходимости — начать незамедлительное лечение. В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда? У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов. Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации. Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса). Малыш заикается. Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер. Что можно сделать для развития речи ребенка? С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово [5]. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша! Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм. В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями [4]. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка. Список литературы: 1. «Уроки логопеда» Е.М. Косинина, Эксмо -2019г. 2. «Руководство по запуску речи» Ю.В. Корсакова, Феникс-2019г. 3. «Логопед у вас дома» Т.А. Ткаченко, Эксмо-2015г. 4. «Домашний логопед» И.Е. Светлова, Эксмо-2010г. 5. «Уроки логопеда: Исправление нарушений речи», Н.С.Жукова, Эксмо- 2018г. | |
Просмотров: 229 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|