Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

Привлечение к чтению в привлекательной библиотеке
Дизайн и реклама в библиотеках – одна из самых актуальных и в то же время менее разработанных тем. Сегодня этот вопрос поднимается повсеместно. Например: в российских центральных региональных библиотеках более 10 лет действуют отделы рекламы и дизайна. К сожалению услуги профессионального дизайнера школьным библиотекам г. Павлодара пока не доступны, обладая специальными знаниями как в библиотечном деле, так и в области рекламы и дизайна хочу предложить коллегам свой опыт и знания.
При упоминании слова «реклама» в сознании зачастую всплывают фразы: «бесцеремонная и назойливая», «хорошее рекламировать не станут», «берут что похуже — продают подороже» и т. д. Многим неприятно ставить рядом понятия «храм знаний» и «реклама». Но, как утверждает известный британский специалист Э. Эринберг, реклама не способна (и не должна) выполнять никакие другие функции, кроме информационной и напоминающей (а не созвучно-ли это с функцией института библиотек?).
Библиотечную рекламу определяют как не коммерческую, социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому.
Информировать и напоминать, заинтересовывать — вот задачи, которые являются приоритетом для рекламы и дизайна в библиотеке.
Хороший дизайн создает из хаоса порядок, а удачный – не только значительно увеличивает шансы стать заметными, но и помогает организовать содержание работы в виде четкой, логической цепочки, последовательной, способной удержать внимание, интереснее рассказать о себе. Понятия «красиво — некрасиво» и «нравится — не нравится» слишком расплывчаты и условны, они не могут служить основными критериями оценки дизайна библиотеки — особенно когда речь идет о конкретной целевой аудитории. Здесь полезно привлечение базовых знаний из таких наук, как основы дизайна, колористика, психология и пр.
Профессиональный дизайн требует соблюдения определенных принципов – это содержательность, уместность, пропорциональность, последовательность, стилистическое единство, целостность, сдержанность и точность. Из всего этого складывается сила его воздействия и визуальная привлекательность. Правила хорошего дизайна одинаковы для любой системы и каждая библиотека должна, их придерживаться. Чтобы грамотно оказывать услуги потребителю и твердо «стоять на ногах» в мире, постоянно меняющемся под воздействием новых технологий и средств распространения информации, необходимо следовать этим правилам.
Вопросы дизайн и рекламы в школьных библиотеках, на мой взгляд, особенно актуальны. Главный аспект привлечения юного читателя к книге и библиотеке - сфокусировать его внимание на наиболее значимых и полезных изданиях, безо всякого давления инициировать чтение; предоставить условия для межличностного общения.
Но как привлекать к чтению детей в непривлекательной библиотеке?
В школьных библиотеках мои коллеги всегда пытались создать максимально комфортные условия для читателей. Выдумка, фантазия, юмор – вот что всегда нас выручало.
Не нужно быть дизайнером, чтобы понимать, как влияет интерьер на психологический настрой и работоспособность посетителей библиотеки. Мы работаем в тех условиях, которые нам предоставлены. Стеллажи, столы и прочие детали интерьера большинства школьных библиотек давно уже пора попросту выбросить. Наша беда, а не вина в том, что наши интерьеры оставляют желать лучшего, несмотря на то, что мы прикладываем огромные усилия для их облагораживания. Многие библиотекари занимаются фитодизайном. Стены их библиотек украшены композициями, в которых умело сочетаются засушенные растения, ветки, листья, злаки, цветы. Эти «картины» прекрасно имитируют живую природу. Во многих учреждениях появились широколистные и экзотические растения. Появились варианты интересной расстановки книг на стеллажах. Замечательно, что многие сотрудники библиотек используют любую возможность, чтобы создать доброжелательное, эмоциональное настроение у читателей.
Конечно, создание красивых современных интерьеров невозможно как без серьезных материальных вложений, так и без глубокого понимания того, что успешный дизайн требует знания его основ, готовности экспериментировать, уверенности в точном видении предмета, признания факта, что эффективный дизайн – это всегда процесс, а не конечный результат; повышенное внимание к деталям.
Сотрудники школьных библиотек организуют рабочие места для своих юных читателей так, чтобы было удобно и большим и маленьким читателям: высокие и низкие полки, стеллажи, столы, чтобы можно было достать, потрогать, рассмотреть.
Дети очень эмоциональны. Через эмоции, через созвучные другим переживания мы должны обращаться к сердцам читателей; если ты не увлечен сам — ты не зажжешь огонь интереса в душе другого. И это — тоже реклама. Кроме того, эмоции можно передать не только словом, но и наглядно, через цвет, форму, объем.
В оформлении материалов, рассчитанных на детей младшего и среднего школьного возраста, уместно применение ярких чистых цветов и четких форм, узнаваемых персонажей и легко «читаемых» шрифтов (для самых маленьких хороша даже такая узнаваемость и лаконичность, как в пиктограммах). В случае оформления книжных выставок — яркое цветовое пятно, замеченное ребенком при входе, по мере приближения трансформируется в призыв или пояснение; его внимание перемещается на окружающие предметы — и цель достигнута, ребенок заинтересован. Что касается буклетов или закладок, то что-то серое и блеклое дети просто не берут в руки, ведь черно-белый текст обычно напоминает им страницы изрядно поднадоевших школьных учебников.
Целесообразно более яркое оформление не только заголовков выставок, но и таких, казалось бы мелочей, как полочные разделители и указатели.
Библиотеки всегда занимались выпуском рекламной продукции, не зная этого названия, – планы чтения, рекомендательные списки литературы, проспекты и прочие «пропагандиские материалы», как мы их раньше называли, всегда были предметами мини-издательской деятельности библиотеки. Первоначально рекламно-издательская продукция выходила в свет в виде монохромных изображений на белой и цветной бумаге. Работники библиотеки традиционно люди творческие и инициативные, не имея ни средств и технических возможностей, они выпускали библиотечную и библиографическую продукцию, поражая невероятной выдумкой и оригинальностью решений. Сейчас, в связи с использованием компьютерных технологий мы стали выпускать информационные буклеты, дайджесты, листовки, библиографические указатели и многое другое. Перечень видов рекламной продукции постоянно растет, появилась возможность классификации ее по функциональному назначению.
Выявились четыре основные группы:
• информационная реклама (буклеты, закладки, листовки, проспекты),
• сувенирная реклама (памятные адреса, календари, открытки),
• презентационная реклама (дипломы, пригласительные билеты)
• внутрибиблиотечная или выставочная (оформление заголовков и иллюстраций книжных выставок, информационных стендов).
Театр начинается с вешалки, а библиотека с рекламно-информационного стенда (библиотечного уголка, уголка читателя), с самой разнообразной информацией, которая только может заинтересовать пользователя. Здесь и правила пользования книгой и библиотекой, и перечень услуг, и многое другое. Его дизайн, цветовое решение информативность создают первое впечатление о библиотеке. Конечно, для нас очень важно каким будет это впечатление.
Информационные стенды нашей библиотеки имеют единое цветовое решение (См. рис.1).

Это голубой и желтый цвета, с их оттенками и нюансами. Дабы избежать цветовой эклектики и дисгармонии, мы исходили из того, что в библиотеке часто применяется оформление на основе государственной символики нашей страны. Это и книжные выставки, и художественное оснащение многих массовых мероприятий и большинство печатной продукции. К тому же, сочетание голубого и желтого цветов находятся в нюансных отношениях с сочетанием бежевого и серо-голубого цветов интерьера нашей библиотеки.
Разрабатывая эскизы информационных стендов, мы уделили особое внимание разработке эмблемы, или как говорят рекламисты, фирменного знака нашей библиотеки (См. рис. 2).

Решенный в принятой желто-голубой гамме, он изображает детскую руку с вложенной в нее стилизованной книгой. Детская рука, обращенная к зрителю ладонью, символизирует знания (ребенок поднимает руку для ответа учителю), пять пальцев – это и оценка «5», и, конечно, - самый главный символ – книга в руке - символ доступности, обладания книгой и знаниями.
Как некий вариант отложенного спроса (помните агитационные листки?) выступает «Реклама, которую можно взять» — разложенная на столах, кафедрах и рекламно-информационных стендах. Эти листовки и закладки берутся для домашнего просмотра, что иногда располагает к более неспешному и внимательному прочтению. Разрекламированные таким образом новинки абонемента или читального зала неизменно привлекают больше внимания посетителей; у них возникает желание снова перечитать «книги-юбиляры» или обратиться к серии книг одного автора. Интересную информацию можно получить прямо у книжного стенда — небольшие аннотированные указатели, оформленные в общей стилистике стенда, вкратце расскажут и о писателе, и о данном его произведении.
Весьма интересный вид работы — это комплексное оформление мероприятия. Современный подход к проблеме таков: в качестве базового элемента берется логотип и, исходя из этого, определяются как общая стилистическая направленность, так и базовые цвета, и графические элементы, и набор шрифтов. В едином ключе оформляются и пригласительные билеты, и афиши, и дипломы участников. Все это выстраивается в фирменный стиль, узнаваемый и запоминающийся, что особенно важно для таких мероприятий, как фестивали и ежегодные праздники. В оформлении литературной гостиной и залов можно использовали элементы сценических декораций. Все они усиливают эффект от сценического действия, создают впечатление присутствия другого времени, другую атмосферу, обогащают и развивают художественное содержание мероприятия.
С появлением современной техники и программного обеспечения (имеется в виду появление вообще, а не в школьных библиотеках), которые в силу новых реалий требуют постоянного увеличения объемов узкопрофессиональных дизайнерских и рекламистских знаний, роста уровня мастерства, появилась возможность оформлять книжные выставки и информационные стенды на современном, более презентативном уровне. В этой связи хотелось бы представить на суд коллег, недавно разработанные рекламные плакаты, призывающий школьников к бережному отношению к книге и учебнику, летнему чтению и т.д. (См. рис.3,4,5).

Владение компьютерными текстовыми редакторами само по себе еще не гарантирует хорошего результата. Главное – добиться идеального решения, единого по замыслу и художественному воплощению. Представленные плакаты сделаны в программе Word, что доступно в общем-то всем нам.
Думается, скоро перед нами встанут такие вопросы:
- Какие приемы дизайна наиболее эффективны?
- Как можно увеличить коммуникативную силу сообщения за счет эффективного размещения элементов его оформления?
- Как добиться стилистического единства элементов (их совместимость по форме, размеру, текстуре, цвету, направлению), способствующего первому и главному требованию рекламы – запоминаемости.
При этом надо знать, что выразительность форм влияет на эмоциональное настроение читателя.
Для решения всех этих задач и создания концепции оформления требуются и специальные знания, и особое чутье. Возможно, пришло время введения вопросов библиотечной рекламы и дизайна в курсовую подготовку школьных библиотекарей.
Нам еще предстоит заниматься профессиональной дизайнерской и рекламной деятельностью - разработкой фирменного стиля, эмблем, логотипов, т.к. все это способствует в конечном итоге привлечению к чтению и библиотеке наших потенциальных читателей – учащихся школ.
Категория: Школьная библиотека | Добавил: Темира (2013-04-24) | Автор: Абрамова Ирина Юрьевна E
Просмотров: 8373 | Комментарии: 6 | Теги: Школьная библиотека | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 0:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru