Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Дизайн и реклама в библиотеках – одна из самых актуальных и в то же время менее разработанных тем. Сегодня этот вопрос поднимается повсеместно. Например: в российских центральных региональных библиотеках более 10 лет действуют отделы рекламы и дизайна. К сожалению услуги профессионального дизайнера школьным библиотекам г. Павлодара пока не доступны, обладая специальными знаниями как в библиотечном деле, так и в области рекламы и дизайна хочу предложить коллегам свой опыт и знания. При упоминании слова «реклама» в сознании зачастую всплывают фразы: «бесцеремонная и назойливая», «хорошее рекламировать не станут», «берут что похуже — продают подороже» и т. д. Многим неприятно ставить рядом понятия «храм знаний» и «реклама». Но, как утверждает известный британский специалист Э. Эринберг, реклама не способна (и не должна) выполнять никакие другие функции, кроме информационной и напоминающей (а не созвучно-ли это с функцией института библиотек?). Библиотечную рекламу определяют как не коммерческую, социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому. Информировать и напоминать, заинтересовывать — вот задачи, которые являются приоритетом для рекламы и дизайна в библиотеке. Хороший дизайн создает из хаоса порядок, а удачный – не только значительно увеличивает шансы стать заметными, но и помогает организовать содержание работы в виде четкой, логической цепочки, последовательной, способной удержать внимание, интереснее рассказать о себе. Понятия «красиво — некрасиво» и «нравится — не нравится» слишком расплывчаты и условны, они не могут служить основными критериями оценки дизайна библиотеки — особенно когда речь идет о конкретной целевой аудитории. Здесь полезно привлечение базовых знаний из таких наук, как основы дизайна, колористика, психология и пр. Профессиональный дизайн требует соблюдения определенных принципов – это содержательность, уместность, пропорциональность, последовательность, стилистическое единство, целостность, сдержанность и точность. Из всего этого складывается сила его воздействия и визуальная привлекательность. Правила хорошего дизайна одинаковы для любой системы и каждая библиотека должна, их придерживаться. Чтобы грамотно оказывать услуги потребителю и твердо «стоять на ногах» в мире, постоянно меняющемся под воздействием новых технологий и средств распространения информации, необходимо следовать этим правилам. Вопросы дизайн и рекламы в школьных библиотеках, на мой взгляд, особенно актуальны. Главный аспект привлечения юного читателя к книге и библиотеке - сфокусировать его внимание на наиболее значимых и полезных изданиях, безо всякого давления инициировать чтение; предоставить условия для межличностного общения. Но как привлекать к чтению детей в непривлекательной библиотеке? В школьных библиотеках мои коллеги всегда пытались создать максимально комфортные условия для читателей. Выдумка, фантазия, юмор – вот что всегда нас выручало. Не нужно быть дизайнером, чтобы понимать, как влияет интерьер на психологический настрой и работоспособность посетителей библиотеки. Мы работаем в тех условиях, которые нам предоставлены. Стеллажи, столы и прочие детали интерьера большинства школьных библиотек давно уже пора попросту выбросить. Наша беда, а не вина в том, что наши интерьеры оставляют желать лучшего, несмотря на то, что мы прикладываем огромные усилия для их облагораживания. Многие библиотекари занимаются фитодизайном. Стены их библиотек украшены композициями, в которых умело сочетаются засушенные растения, ветки, листья, злаки, цветы. Эти «картины» прекрасно имитируют живую природу. Во многих учреждениях появились широколистные и экзотические растения. Появились варианты интересной расстановки книг на стеллажах. Замечательно, что многие сотрудники библиотек используют любую возможность, чтобы создать доброжелательное, эмоциональное настроение у читателей. Конечно, создание красивых современных интерьеров невозможно как без серьезных материальных вложений, так и без глубокого понимания того, что успешный дизайн требует знания его основ, готовности экспериментировать, уверенности в точном видении предмета, признания факта, что эффективный дизайн – это всегда процесс, а не конечный результат; повышенное внимание к деталям. Сотрудники школьных библиотек организуют рабочие места для своих юных читателей так, чтобы было удобно и большим и маленьким читателям: высокие и низкие полки, стеллажи, столы, чтобы можно было достать, потрогать, рассмотреть. Дети очень эмоциональны. Через эмоции, через созвучные другим переживания мы должны обращаться к сердцам читателей; если ты не увлечен сам — ты не зажжешь огонь интереса в душе другого. И это — тоже реклама. Кроме того, эмоции можно передать не только словом, но и наглядно, через цвет, форму, объем. В оформлении материалов, рассчитанных на детей младшего и среднего школьного возраста, уместно применение ярких чистых цветов и четких форм, узнаваемых персонажей и легко «читаемых» шрифтов (для самых маленьких хороша даже такая узнаваемость и лаконичность, как в пиктограммах). В случае оформления книжных выставок — яркое цветовое пятно, замеченное ребенком при входе, по мере приближения трансформируется в призыв или пояснение; его внимание перемещается на окружающие предметы — и цель достигнута, ребенок заинтересован. Что касается буклетов или закладок, то что-то серое и блеклое дети просто не берут в руки, ведь черно-белый текст обычно напоминает им страницы изрядно поднадоевших школьных учебников. Целесообразно более яркое оформление не только заголовков выставок, но и таких, казалось бы мелочей, как полочные разделители и указатели. Библиотеки всегда занимались выпуском рекламной продукции, не зная этого названия, – планы чтения, рекомендательные списки литературы, проспекты и прочие «пропагандиские материалы», как мы их раньше называли, всегда были предметами мини-издательской деятельности библиотеки. Первоначально рекламно-издательская продукция выходила в свет в виде монохромных изображений на белой и цветной бумаге. Работники библиотеки традиционно люди творческие и инициативные, не имея ни средств и технических возможностей, они выпускали библиотечную и библиографическую продукцию, поражая невероятной выдумкой и оригинальностью решений. Сейчас, в связи с использованием компьютерных технологий мы стали выпускать информационные буклеты, дайджесты, листовки, библиографические указатели и многое другое. Перечень видов рекламной продукции постоянно растет, появилась возможность классификации ее по функциональному назначению. Выявились четыре основные группы: • информационная реклама (буклеты, закладки, листовки, проспекты), • сувенирная реклама (памятные адреса, календари, открытки), • презентационная реклама (дипломы, пригласительные билеты) • внутрибиблиотечная или выставочная (оформление заголовков и иллюстраций книжных выставок, информационных стендов). Театр начинается с вешалки, а библиотека с рекламно-информационного стенда (библиотечного уголка, уголка читателя), с самой разнообразной информацией, которая только может заинтересовать пользователя. Здесь и правила пользования книгой и библиотекой, и перечень услуг, и многое другое. Его дизайн, цветовое решение информативность создают первое впечатление о библиотеке. Конечно, для нас очень важно каким будет это впечатление. Информационные стенды нашей библиотеки имеют единое цветовое решение (См. рис.1). Это голубой и желтый цвета, с их оттенками и нюансами. Дабы избежать цветовой эклектики и дисгармонии, мы исходили из того, что в библиотеке часто применяется оформление на основе государственной символики нашей страны. Это и книжные выставки, и художественное оснащение многих массовых мероприятий и большинство печатной продукции. К тому же, сочетание голубого и желтого цветов находятся в нюансных отношениях с сочетанием бежевого и серо-голубого цветов интерьера нашей библиотеки. Разрабатывая эскизы информационных стендов, мы уделили особое внимание разработке эмблемы, или как говорят рекламисты, фирменного знака нашей библиотеки (См. рис. 2). Решенный в принятой желто-голубой гамме, он изображает детскую руку с вложенной в нее стилизованной книгой. Детская рука, обращенная к зрителю ладонью, символизирует знания (ребенок поднимает руку для ответа учителю), пять пальцев – это и оценка «5», и, конечно, - самый главный символ – книга в руке - символ доступности, обладания книгой и знаниями. Как некий вариант отложенного спроса (помните агитационные листки?) выступает «Реклама, которую можно взять» — разложенная на столах, кафедрах и рекламно-информационных стендах. Эти листовки и закладки берутся для домашнего просмотра, что иногда располагает к более неспешному и внимательному прочтению. Разрекламированные таким образом новинки абонемента или читального зала неизменно привлекают больше внимания посетителей; у них возникает желание снова перечитать «книги-юбиляры» или обратиться к серии книг одного автора. Интересную информацию можно получить прямо у книжного стенда — небольшие аннотированные указатели, оформленные в общей стилистике стенда, вкратце расскажут и о писателе, и о данном его произведении. Весьма интересный вид работы — это комплексное оформление мероприятия. Современный подход к проблеме таков: в качестве базового элемента берется логотип и, исходя из этого, определяются как общая стилистическая направленность, так и базовые цвета, и графические элементы, и набор шрифтов. В едином ключе оформляются и пригласительные билеты, и афиши, и дипломы участников. Все это выстраивается в фирменный стиль, узнаваемый и запоминающийся, что особенно важно для таких мероприятий, как фестивали и ежегодные праздники. В оформлении литературной гостиной и залов можно использовали элементы сценических декораций. Все они усиливают эффект от сценического действия, создают впечатление присутствия другого времени, другую атмосферу, обогащают и развивают художественное содержание мероприятия. С появлением современной техники и программного обеспечения (имеется в виду появление вообще, а не в школьных библиотеках), которые в силу новых реалий требуют постоянного увеличения объемов узкопрофессиональных дизайнерских и рекламистских знаний, роста уровня мастерства, появилась возможность оформлять книжные выставки и информационные стенды на современном, более презентативном уровне. В этой связи хотелось бы представить на суд коллег, недавно разработанные рекламные плакаты, призывающий школьников к бережному отношению к книге и учебнику, летнему чтению и т.д. (См. рис.3,4,5). Владение компьютерными текстовыми редакторами само по себе еще не гарантирует хорошего результата. Главное – добиться идеального решения, единого по замыслу и художественному воплощению. Представленные плакаты сделаны в программе Word, что доступно в общем-то всем нам. Думается, скоро перед нами встанут такие вопросы: - Какие приемы дизайна наиболее эффективны? - Как можно увеличить коммуникативную силу сообщения за счет эффективного размещения элементов его оформления? - Как добиться стилистического единства элементов (их совместимость по форме, размеру, текстуре, цвету, направлению), способствующего первому и главному требованию рекламы – запоминаемости. При этом надо знать, что выразительность форм влияет на эмоциональное настроение читателя. Для решения всех этих задач и создания концепции оформления требуются и специальные знания, и особое чутье. Возможно, пришло время введения вопросов библиотечной рекламы и дизайна в курсовую подготовку школьных библиотекарей. Нам еще предстоит заниматься профессиональной дизайнерской и рекламной деятельностью - разработкой фирменного стиля, эмблем, логотипов, т.к. все это способствует в конечном итоге привлечению к чтению и библиотеке наших потенциальных читателей – учащихся школ. | |
Просмотров: 8436 | Комментарии: 6 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|