Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Лепехина О.А., зав. библиотекой. Частная общеобразовательная школа с философским уклоном. Сегодня выдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к цели и ценностям образования. Каждый день нашей деятельности, все больше утверждает значение сознательного, творческого участия всех граждан в жизни государства. А это требует все большего и большего уровня культуры каждого члена общества, большей и большей творческой самостоятельности в деле самообразования и формирования своего мировоззрения. Самообразование, саморазвитие, – это не только самостоятельное изучение ценностей науки, литературы, искусства и т.д., но также приобретение необходимых знаний по методике самовоспитания, умения связывать теорию с практикой, активно внедрять новое в повседневную жизнь. Самостоятельное чтение является наиболее доступным средством самообразования, а книга – одним из наиболее распространенных орудий умственного труда. Но к сожалению, в связи с глобальными изменениями в мире, связанными с информатизацией и электронными коммуникациями, встал вопрос о том, что заметно сокращается круг читателей среди молодежи. Примером может послужить нежелание учащегося читать заданного в школе художественного произведения, а стремление к просмотру его экранизации или мультипликационного варианта. И такое встречается все чаще. Таким образом, это приводит к тому, что у учащегося не происходит процесса развития мышления, развития воображения, умения мыслить и рассуждать, что неустанно делает книга. Падение интереса к чтению в связи с развитием масс-медиа (телевидение, Интернет) наблюдается во всем мире в течение последних десятилетий. На протяжении многих веков книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по вол¬нам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга важна, прежде всего, тем, что это исторически сложившаяся форма закрепления и передачи во времени и пространстве многообразной информации в виде текстового и (или) иллюстрированного материала. При чтении книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного познания. Книги дают людям доступ не только к идеям и знаниям, но также к духовным и моральным ценностям. Они учат нас понимать красоту, творчество, мир. Книгу мы вправе называть носителем информации, а также основой образования и творчества. При помощи книги каждая из культур имеет возможность поведать о себе не только современникам, но и последующим поколениям. Она знакомит нас с жизнью и историей разных стран и народов. Чтобы приобщить индивидуума к культуре чтения мало дать ему книгу в руки и сказать, что он должен ее прочитать. Воспитание культуры чтения необходимо начать с маленького (дошкольного и начального) возраста. И первое, что необходимо, это дать представление, что такое книга, как она появилась, какова ее цель и почему во все времена она является одним из наиболее ценных подарков. Одним из таких методов работы являются библиотечные уроки, которые необходимо начинать с истории формирования книги. От обычных дощечек с попытками письма и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида, но не сразу. Перед этим она претерпевала множество изменений, которые можно отразить в библиотечных уроках. Зачастую библиотечные уроки начинаются с тем: «из чего состоит книга», «как пользоваться книгой», «как ее найти» и т.д. Такие уроки не раскрывают в маленьком человечке самого понятия о книге. Она представляется такой как мы видим ее сегодня, в готовом бумажном виде. А это в корне не верно, поэтому на библиотечных уроках необходимо говорить об истории развития и формирования книги. Библиотечные уроки об истории развития книги, должны включать в себя такие предметы как история, география, философия той территории, где появляется тот или иной вид книги. Вполне понятно, что необходимо также изучать историю книги в связи с культурой, литературой и наукой. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга, - обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. И это необходимое условие для проведения таких уроков, потому что без этих предметов и компонентов невозможно будет сформировать понятие о книге. Также на библиотечных уроках можно поговорить о известных людях (правителях), которые любили и ценили книги; о великих библиотеках, с грандиозными сооружениями; об ученых-философах, которые были хранителями и пользователями этих библиотек и об учебных заведениях, при которых создавались библиотеки. Таким образом, такие уроки сформируют более широкое представление о книге, о ее важности и необходимости в мире. Такое постепенно сформированное понятие разовьет у учащихся любовь и уважение к знаниям и к образованным людям. Так постепенно маленький человечек сможет понять важность книги и ее истинное предназначение в мире. И совсем не важно в каком она виде предстанет перед ним, будь то это электронный или бумажный вариант. На протяжение многих столетий она несла информацию до наших поколений и заслуживает огромного уважения. Источник: http://1. Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005. - №1. - С. 7-8. | |
Просмотров: 1933 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|