Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременнопрофессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое" О. П. Зыков Книжная выставка является традиционной наглядной формой представления книг читателю. Школьные библиотеки накопили богатый опыт организации книжных выставок. Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание. Это творческий трудоёмкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя. Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения. Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров. Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей. Книжная выставка: традиции и новации Книжная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления. Выставка предполагает непосредственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание в зрительно воспринимаемом виде. В Казахстане первые выставки появились в конце 19 в. 1883 год - в Усть-Каменогорске открылась первая библиотека при трехклассном училище.20 марта 1896 год-в Усть-Каменогорске открылась первая публичная библиотека в Народном доме (сейчас драматический театр). Инициаторы открытия: Михаэлис, Костюрин, Федоров, Емельянов - политические ссыльные. Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры. В начале 20-го века получила распространение форма просветительской работы среди крестьян – «Народная выставка», сочетающая элементы музея, лектория и выставки. С установлением советской власти книжные выставки стали использоваться для пропаганды литературы по важным вопросам текущей жизни и имели мощный, идеологический акцент. Необходимо, чтобы каждое библиотечное мероприятие, в том числе и книжные выставки стали интересными, зрелищными, эмоциональными, в чем-то даже неожиданными для пользователей. Наша задача – удивить, привлечь внимание к книге, к библиотеке. И старая форма работы – книжная выставка, – должна стать новой, необычной, яркой встречей читателя с книгой и библиотекой. На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок: новых поступлений, тематические, персональные, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу. Большой популярностью пользуются в библиотеках тематические выставки. Главная цель такой выставки — привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря — выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть: экология – «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты», «Казахстан – боль моя, судьба, надежда»; космос – «Через тернии – к звездам», «Меж планет и галактик», «Сыны голубой планеты»; краеведение – темы Родины, «Я, ты, он, она – вместе целая страна!», «Нет краше моей Родины»; Очень важные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи своё сердце добру»; этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Сохрани в себе человека». Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей с новыми документами. Это могут быть книги, газеты, журналы, аудио-, видео -, СD и другие. Чаще всего, такие выставки универсальны по содержанию. Отсюда особенность организации – порядок расположения документов на них должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок — «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки». Как правильно оформить персональную выставку? Цель её – привлечь внимание читателей к отдельной персоне, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, учёном, политике и др. Поэтому на выставке обязательно наличие трёх разделов: первый раздел рассказывает о жизни личности; второй посвящён её деятельности; третий представляет сами произведения, труды, творчество. Конечно, приветствуется и большее количество разделов. Например, 4 – предлагает творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии. Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком - то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. В последние годы в библиотеках начали уделять повышенное внимание праздникам, которые ранее не отмечали – День народного единства, День Лидера Казахстана Н.А. Назарбаева, День независимости Казахстана, «Казахстан в ОБСЕ: преемственность и новации», «Казахстан как безъядерный мир», «Экономика в условиях глобализации», «Экологическая безопасность: гармония человека и природы», «Человек - главное богатство страны». День святого Валентина, историческим, связанным с родным краем. Цель жанровой выставки - привлечь внимание читателей к книгам определенного жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру. Назвать ее — «Мой нежно любимый детектив». Цель выставки — познакомить читателей с историей и различными направлениям детективного жанра, лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разделами такой выставки могут стать названия разных видов детективной литературы: «Классический», «Женский», «Психологический», «Ироничный», «Детский», «Остросюжетный». Выставки в помощь учебному процессу самые скучные и неинтересные. Заголовки типа «За страницами школьного учебника» сейчас не вызывают у школьников никаких ассоциаций и положительных эмоций, а новой и интересной информации такое количество, что обо всём на уроках узнать невозможно. Как увлечь предметом? Попробуйте начать с заголовка. «Нам пятёрка как воздух нужна!» «Удивительные приключения в стране Математика», «Там, где музыка живёт», «Физикам не до лирики». Нетрадиционные выставки Пытаясь удовлетворить возрастающие потребности наших читателей на библиотечные услуги, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к тому, что у традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы. Из нетрадиционных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются такие группы выставок: досугово - просветительского характера: выставки - викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби…; диалоги: выставка-спор, дискуссия, полемика, проблема, размышление, диспут (предлагают поразмышлять, поспорить, подумать о чём - либо…); по теме искусства: одной картины, вернисаж, панорама, коллаж…; выставки – экспозиции: мастерская, ателье, кладовая, огород; выставка - лучший читатель: досье, бенефис, одного формуляра; выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи. Главное здесь обосновать выбор формы, чтобы она чётко соответствовала содержанию. Персональная или тематическая выставка, дополненная дискуссией, становится гораздо интереснее и уже приобретает форму выставки-дискуссии. Крайне полезна для школьников организация выставок - словарей. Их цель – объяснять значение терминов и понятий, представлять дополнительную информацию о них. Термины могут быть самые разные – экономические, политические, литературоведческие… Названиями разделов служат понятия, цитаты – определения понятий из толкового словаря. Рядом располагаются книги, статьи из периодики. Пример: Выставка-словарь «Из копилки деда Литературоведа». Цель – объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересным материалом. Разделы: 1. ПРОТОТИП – реальное лицо, подсказавшее автору образ главного героя. 2. ПСЕВДОНИМ – выдуманное имя или знак, которым автор подписывает своё произведение. 3. ПАРОДИЯ – комический образ художественного произведения, стиля, жанра. 4. ПЛАГИАТ – литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем. Задание – опрос: Вспомнить непонятные слова, значение которых хотелось бы узнать. В последнее время в нашей библиотеке большой популярностью пользуются книжные выставки, создаваемые совместно читателем и библиотекарем. К таким выставкам относится и выставка-досье («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра...» и т.д.). По итогам года, выбрав лучшего читателя, можно оформить выставку одного формуляра при активном участии самого же читателя. На выставке представить увеличенную копию читательского формуляра, любимые книги нашего читателя, его портрет, автобиографию, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекомендации другим читателям. Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставки - экспозиции в форме юрты, используя для оформления убранство казахского национального убранства, либо в виде русской печи сстаринными чугунками, глиняной посудой, вышитыми полотенцами, домоткаными дорожками. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни. Для читателей, желающих проверить свои знания блюд казахской или русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такие выставки-экспозиции привлечет внимание многих читателей. Задача выставок незаслуженно забытых книг — напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для молодого поколения. Многие из них читают современную литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать — «Любимые книги наших пап и мам» или «Эти книги читали наши бабушки». Такие выставки очень актуальны потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Все виды выставок просто невозможно перечислить. Более подробно остановимся на выставках с использованием мультимедийных технологий. Электронные выставки Электронные выставки (виртуальные) является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов представления информации. Виртуальная книжная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Существуют различные виды таких выставок. Основа их – совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал. Электронные выставки могут быть представлены в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д. Какие дополнительные возможности предоставляет виртуальная выставка библиотекарям и читателям? Во-первых, использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - все это вызывает огромный интерес у взрослых и детей. Во-вторых, выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться самостоятельно с книгами, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Для презентации может быть представлено большое количество книг. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание читателей с анимационных заставок на статичную страничку – все это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей, участия сотрудников смежных отделов (автоматизации), серьёзной материально-технической базы самой библиотеки. Приведём алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок. 1.Разработка модели электронной книжной выставки: выберите тему вашей электронной выставки; проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки; подберите необходимые вам книги и иллюстрации; составьте схему выставки. 2. Техническая подготовка проекта: проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы; создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы. 3. Оформление работ в формате PowerPoint: создайте несколько слайдов презентации самостоятельно или, используя шаблоны; проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации; проведите предварительный просмотр презентации; исправьте замеченные вами недостатки; подготовьте презентацию к показу. 4. Проведение презентации. Список использованной литературы Выставочная деятельность: традиции и новации: консультация/ сост. Э.В. Чечина. – Нижний Новгород: Муниципальное учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека им. А. М. Горького», 2008. – 18 с. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека). Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е.Б. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе»; вып.4 (10). Матлина С.Г. Книжные выставки – обычн6ые и необычные/ С.Г. Матлина. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе). Мизерова Н. Между вечным и пустым/ Н. Мизерова // Библиотека. – 2007. – № 8. – С. 8-11. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек/ Г.К. Олзоева. – М.: Либерея, 2006. – С. 38-52. Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2007. - № 10. – С. 66-68. Тумарь В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений / В.Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78. | |
Просмотров: 7886 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|