Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

"Руководство чтением подростков"
Нежинская средняя школа
СКО район им. Г. Мусрепова
с. Нежинка библиотекарь
Шаповалова Наталья Алексеевна
2014г
РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ.

Содержание

1. Введение.
2. Правила чтения.
3. Техника чтения.
4. Заповеди читателя.

Много есть на свете хороших книг,
но эти книги хороши только для
тех людей, которые умеют их
читать"
Д. И. Писарев.

Испокон века книга растит человека. Ему вручен исключительный дар – общения с миром. Герои книг заглядывают нам в душу, а передаваемые в них мысли будоражат разум многих поколений… Сидя над книгой, мы узнаем об истории человечества, восхищаемся блистательными идеями, испытываем тихую радость или глубокое потрясение. Книги так прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что давно стали для нас не обыкновенным не-чудом. Однако общение с книгой – это «замок с секретом». Секрет этот не открывается тем, кто не умеет читать. Научиться читать – в истинном значении этого слова – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также не выраженный словами тот смысл который называется «подтекстом».
Чтение книг – это особый вид общения – беседа между авторами и читателем. А посредником при этой беседе является текст. Что касается школьников, то для них понимание текста- прежде всего очень трудоемкая работа, требующая особых умений. Как дети читают книги? Так, «как читается» Так, как подсказывает их настроение, их психологические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Им кажется, что читают они не плохо. А между тем это, по большой части ошибка. Говорят «бывает у певцов от природы поставленный голос». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос «ставить». Так же точно бывает и стихийно сложившееся правильное чтение. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками. Такое чтение не только полезно, но и вредно. Плохое чтение вредно тем, что лишает читающего той огромной пользы, которую дает хорошее чтение. Чтение ребенка рассмотрите с двух сторон: что он читает? И как читает? И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли способствовать развитию неврозов. Плохое чтение препятствует иногда нормальному развитию способностей, например, ослабляет способность к вниманию, ослабляет волю и способность размышлять.
Чтение есть искусство, искусство важное и трудное. Гете писал: «…Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».
Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся, талантливых, иногда великих. Эта работа нелегкая, порой напряженная, изнурительная. Но так сильно облагораживающая. Часы проведенные над книгой- все же лучшие часы. Они возвышают ребенка, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой, умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нем, принимать правильное решение. Главная задача учителей и родителей воспитывать книголюбов, научить детей быть разборчивыми в чтении, научить читать прилежно и внимательно, читать все, что их действительно занимает. Действительно, а не мнимо.
Стремительное развитие науки и техники, ее активное вторжение в современную жизнь школьников обуславливает особое отношение к процессу чтения. Когда-то оно носило просветительский характер. Теперь- познавательный. Специфическую окраску приобретает чтение и у школьников. Специалистами доказано, что немалая часть школьников порой не в состоянии усвоить обилие программного материала вовремя сорока пятиминутного урока в классе. Требуется труд над книгой. Книга для него-надежный инструмент в учебе. Этим объясняется и особое отношение к ней. Чтение должно быть управляемо!
Главный принцип чтение – добровольность. Должно быть желание, стремление, интерес к книге. Только тогда будет и чтение. А почему! Да потому, что чтение – процесс сугубо личный, индивидуальный, не терпящий насилия. Чтобы ребёнок читал, у него должно быть устойчивое желание к этому, нужны и личные качества: любознательность, трудолюбие, знания. Учиться читать книгу, думать над прочитанным – большая и благородная цель. Чтение художественного произведения учит состраданию, отзывчивости, чуткости, вниманию ко всему окружающему. Наши дети-молодые читатели. Их надо учить этому искусству чтения. Книга должна не только прочитываться, а навсегда поселяться в сердце и уме читателя.
Каковы же основные правила чтения?
Хороший, искусный читатель должен:
1. Взять из книги сполна всё, что она может дать;
2. Приспособлять способ чтения к цели чтения.
Один из главных недостатков плохое чтение в том, что «Какая бы ни была книга»,-все мы читаем одинаково. Кто привык читать быстро, просматривайся тот одинаково «просмотрит» и «Войну и мир» Толстого и «Теорию Эйнштейна». Кто привык читать медленно, так же читает газету, как и большой роман. Это тоже неправильно. Способ чтения зависит от цели чтения и полностью ею обуславливается. Цели чтения могут быть различными. Перечислю только главные их группы:
1. Низшая группа:
- «убить время»,
- отвлечься от неприятных мыслей,
- для развлечения,
- чтоб заснуть
2. Высшую группу целей чтения составляет:
- чтение для пополнения знаний,
- чтение для нравственного, волевого воздействия на душу,
- чтение произведений классической литературы.
Это важное, необходимое средство для расширения кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства.
- чтение для изучения книги;
- чтение для самообразования;
Способы чтения тоже распадаются на группы.
Главные из них такие:
- можно «перелистать» книгу;
- можно «просмотреть», «пробежать», ее;
- медленное, неполное чтение, выборочное: читать бегло, основательно, но с пропусками:
- полное чтение без пропусков, но и без особой работы над материалом:
- чтение книги с проработкой ее содержания.
Этот способ есть лучшая чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той степени читать хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Вторая группа:
Существует пассивное и активное чтение. При пассивном чтении мы как бы отдаемся на волю автора. Мы просто переживаем его мысли, чувства, образцы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живем в его мире, на время забывая о себе, о своем «Я». При активном чтении, наоборот, наше я постоянно сознает себя, оценивает мысли автора соглашается с ними. Критикует их, перерабатывает по-своему, делает выводы.
Третья группа:
Поверхностное и углубленное чтение. Для понимания этого приведу сравнение. Себе бочку с водой все мы на недолгое время вложим, в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придет в движение, но не глубже, опустим палку далее, продолжая, кружить ею и более значительная часть воды задвигается. Если мы опустим палку до дна- вся вода скоро придет в движение. Это сравнение несколько иллюстрирует разницу между поверхностным и углубленным чтением. Чем больше элементов душевной жизни вовлекается в работу при чтении, чем больше связей между тем, что мы читаем, и тем, что есть в нашем сознании и чувствах, тем чтение глубже. Сейчас много говорят о культуре чтения. Я спрашивала у учеников, что они понимают под культурой чтения. Получила разные ответы. Порой самые неожиданные. Нередко смешные. Одна девочка так и заявила: - Соблюдать культуру чтения – это значит читать не лёжа, не за едой, не на пляже, не в транспорте. Это читать, сидя за столом. Как положено!
- Культура чтения не пачкать книги, не загибать страницы, бережно относиться к книгам.
- Нет, культура чтения проявляется в выборе книг. Хорошие книги читаешь, - значит, ты культурный читатель. Плохие,- значит бескультурный. Это так же, как и то с кем ты дружишь.
Да, культура чтения связана с непрерывным процессом чтения. Точнее, с систематическим чтением. Нельзя причислять к культурному читателю того школьника, который по полгода не берёт книгу в руки (учебники конечно не в счет). Таким образом, культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать, сколько читать.
Что же необходимо для того, чтобы стать талантливым читателем? Как перейти в высшую читательскую категорию! Для этого необходимо выработать определенные навыки.
Во- первых, надо уметь сосредотачиваться на том, что читаешь, читать «всерьез» внимательно должные появиться собственные мысли, вызванные книгой. Во- вторых, надо уметь видеть самую сущность читаемого. Не упуская мелочей, фиксировать в своем сознании главное самое важное. Художественная литературное произведение – сложное целое. Писатель рисует образы своих героев, раскрывая их внутренний мир с помощью многочисленных приемов и средств. В художественной книге нет второстепенного, - есть индивидуальное и общее, типичное и частное.
Продуктивное чтение сопряжено с проявлением волевых усилий: читающий должен заставить себя во время чтения думать только о читаемом не отвлекаться, не скользить по поверхности текста. Сосредоточить свое внимание на материале книги. Чтение должно быть работой, требующей мобилизации всех духовных сил.
Техника чтения.
Объем приобретаемых школьниками через книгу знаний не сравним ни с чем. Ни с телевидения, ни с интернета, ни с друзьями, массовыми источниками информации. Как научиться читать быстро? Как сохранить глубину понимания читаемого текста при высокой скорости чтения? Эти вопросы волнуют и школьников, и родителей, и учителей поэтому техника чтения учеников довольна плохая. Нужно учиться читать быстрее и лучше. Читать быстрее- значит одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов. Для повышения техники чтения допустимо параллельное чтение двух книг, а также перечитывание . Что заставляет нас перечитывать книги? Почему важно вернуться к уже известному? Какая притягательная сила таится в этом повторном чтении? Ученые-лингвисты утверждают, что настоящее переживание и понимание художественного произведения возможно только при перечитывание. Почему?
Во- первых, читаемое в первый раз произведение захватывает нас своей новизной. Большая часть внимание обращена на развитие сюжета. При перечитывании же мы обращаем внимание на художественные достоинства.
Во-вторых, при первом чтении нужны усилия, чтобы представить героев, связать их друг с другом. При перечитывании мы обращаемся с уже знакомыми нам героями и поэтому досконально вникаем в книгу, глубже переживаем её.
А у многих школьников, особенно среднего возраста, есть вообще привычка бросать книгу, не дочитав до конца. Многие взяв книгу и прочитав 15-20 страниц, сразу же решают? Неинтересная.
И откладывают её в сторону. Берут новую. Но и с новой поступают так же. Это конечно, никуда не годится. Такая привычка ослабляет волю. Присмотревшись к своим детям-подросткам вы заметите, что она есть, если ваш ребенок не только в чтении, но и в других делах не умеет, не научился доводить начатое до конца. Таким ребятам необходимо настойчиво и кропотливо воспитывать целеустремленность. Правда бывает, что можно нарушить обязательное правило дочитывать до конца. Это допускается лишь тогда, когда книга, за которую взялся подросток- читатель оказывается слишком трудной, и он в ней ничего не понимает. Но и при этом нельзя торопиться. Надо разобраться в степени трудности. Ведь у некоторых ребят, получается: едва откроют книгу-это не по мне, э
То трудно. А на самом деле им просто лень приложить умственные усилия, пошевелить мозгами. Хочется дать несколько общих советов тем, кто помогает своим детям стать настоящим читателем:
- Не читать слишком много- ибо количество прочитанного сказывается на качестве чтения;
- Читать только лучшие книги, какие можете достать;
- из них умейте выбирать самое нужное и необходимое;
- Не читать не слишком легких, ни слишком трудных книг..
Необходимы книги, которые можно одолеть, но при этом нужно затратить некоторое усилие:
- при чтении держаться, насколько возможно определенного плана.
И в заключении хочется добавить основные заповеди читателя:
1. Не читайте все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных серьезных работ, «не между прочим», не «ничего неделанье».
3. Хотя одну из читаемых книг тобою читай с проработкой.
4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтения.
5. Постоянно борись с ленью. Мышления и воображения: это злейшие враги.
6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понятно.
7. Не пропускай ничего без особых серьезных причин.
8. Не бросай книги недочитанной без серьезных причин.
9. Где надо- заставляй работать воображение.
10. Научись пользоваться оглавлением.
11. Читай только «слева направо», но и «справо налево»- возвращайся к прочитанному.
12. Прежде всего, старайся хорошо понять, а потом критикуй.
13. Чужую критику на книгу читай после прочтения книги.
14. Читай хотя бы не много, но основательно.
15. Читай не обходимое, хотя и неинтересно.
16. Читай самое лучшее, что можно найти.
17. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
Сегодня книги окружают нас повсюду. Они входят в жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Они с тобой в часы отдыха, они твои помощники в труде, в учебе. К твоим услугам книга библиотечная, домашняя.
Сегодня так просто, так легко зайти в библиотеку, записаться и читать.
Категория: Школьная библиотека | Добавил: natali1969 (2014-01-16) | Автор: Шаповалова Наталья Алексеевна E
Просмотров: 1489 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-02-21, 2:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru