Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
СКО, Тайыншинский район КГУ « Кировская средняя школа» Литературная игра «Самый внимательный читатель – басен» Библиотекарь школы Спасибушкина Е. В. ОФОРМЛЕНИЕ: портрет, рисунки к басням, книжная выставка «Ларец мудрости народа». Цитата: «Его басни переживут века...! К.Батюшков Библиотекарь: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней! (М.Исаковский) «Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети 19 века явилось басенное творчество И.А.Крылова – одного из крупнейших и самобытнейших писателей. Родился он в семье армейского офицера. Семья жила бедно. Грамоте он научился дома. Когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, и семья лишилась последних средств существования. Ване в 11 лет пришлось идти работать. Работал канцеляристом в губернском суде, переписывал бумаги. Позже семья переехала в Петербург. Самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его творчество таит в себе огромное богатство, следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка» (Н.Скатов) В условиях современного общества все больше нарастает внимание к истокам нашей русской культуры – литературе прошлого века. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к классике. Творчество И.А.Крылова изучено, наверное, в полном объеме. Иван Андреевич начал свою литературную деятельность, как драматург. Басни впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: «Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). А басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых обязательно было какое-либо поучение или совет над дурными поступками, которые назывались – моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб – Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи – животные, которые говорят, думают и действуют как люди. В баснях высмеиваются человеческие пороки. В России басня стала распространяться в 18 веке. Басни писали В. Тредиаковский, М. Ломоносов, И. Дмитриев и др. В Индии басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории, так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее. О Крылове детям начинают рассказывать с самого раннего детства. Послушаем, что о нем говорили писатели. 1 чтец. Чинов я пышных не искал И счастья в том не полагал, Чтоб в низком важничать народе В прихожих ползать не ходил. Мне чин один лишь лестен был, Который я ношу в природе, - Чин человека; в нем лишь быть Я ставил должностью, забавой. Его достойно сохранить Считать одной неложной славой. И.А. Крылов «К другу моему» 2 чтец. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, но даже сам горшок поворачивается, как живой, они показали в себе еще и русскую природу. Словом всюду у него Русь и пахнет Русью». Н.В. Гоголь. «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности» 1 чтец. «Басне особенно посчастливилось на святой Руси, басня многим обязана Дмитриеву. Потом писали басни А.С. Пушкин, В.Измайлов… Но истинным своим творчеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец». Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский «Басни Ивана Крылова» 2 чтец. А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной… И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину. 1 чтец. Есть дача за Невой. Верст двадцать от столицы, У Выборгской столицы, Близ Парголы крутой – Поэт, лентяй, счастливец И тонкий философ, Мечтает там Крылов Под тению березы О басенных зверях И рвет парнасски розы В приютинских лесах. К.Н. Батюшков Послание к А.И. Тургеневу 2 чтец. Где нужно, он навесть умеет Свое волшебное стекло, И в зеркале его яснеет Суровой истины чело. Весь мир в руках у чародея, Все твари дань ему несут, По дудке нашего Орфея Все звери пляшут и поют. П.А. Вяземский Отрывок из стихотворения к юбилею И.А. Крылова (Ученики инициируют басни Крылова «Стрекоза и муравей», «Кукушка и петух») Библиотекарь. Начинаем нашу игру с «Музея дедушки Крылова». Надо назвать басни, в которых живут эти звери. Назовите басни Крылова о: - лисе («Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»); - волке («Волк и ягненок», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»); - медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»); - обезьяне («Зеркал и обезьяна», «мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»); - людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»). К кому обращены эти слова? (Ведущий читает фразы из басен И.А.Крылова. Задача – назвать персонаж, к которому обращены данные слова.) - «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой…» (К Муравью. «Стрекоза и Муравей») - «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище! Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» (К Соловью. «Осёл и Соловей») - «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…» (К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет») - «Соседка, перестань срамиться,- Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська») «Угадай персонаж» (кто из героев басен сказал такие слова?) - «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица») - «Все про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них» (Мартышка. «Мартышка и очки») - Друзья! К чему весь шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне») - «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей») - «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…». (Мартышка, «Квартет») Чтение басни « Волк и ягненок» «Вспомним слово» (Надо вспомнить пропущенное слово в названии басни) - «Лягушка и …» (Вол) - «… и очки» (Мартышка) - «Волк и …» (кукушка) - «… и ягненок» (Волк) - «Кот и …» (повар) - «Крестьянин и …» (Работник) или (Змея) - «Свинья под …» (дубом) - «Бумажный …» (змей) - «… кафтан» (Тришкин) «Из какой басни?» - «Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки») - «Кошка… попалась в когти льву…» («Мышь и крыса») - «Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград») «Крылатая фраза» Назвать фразы из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками. - «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») - «Как белка в колесе» («Белка») - «Не плюй в колодец пригодится, воды испить» («Лев и мышь») - «Каков пастух у стада» («Волк и волчонок») - «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок») - «Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська») «Первая и последняя» (Игроки получают карточки, на которых написаны первые или последние строчки из басен И.А. Крылова. Угадать названия басен.) - Уж сколько раз твердили миру… («Ворона и Лисица») - Из дальних странствий возвратясь… («Лжец») - Да только воз и ныне там… («Лебедь, Рак и Щука») - Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки») За правильный ответ участник получает жетон. Источник: http://интернет | |
Просмотров: 1040 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|