Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

самый внимательный читатель по басням
СКО, Тайыншинский район
КГУ « Кировская средняя школа»
Литературная игра «Самый внимательный читатель – басен»
Библиотекарь школы Спасибушкина Е. В.

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет, рисунки к басням, книжная выставка «Ларец мудрости народа».
Цитата: «Его басни переживут века...!
К.Батюшков
Библиотекарь: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
(М.Исаковский)
«Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети 19 века явилось басенное творчество И.А.Крылова – одного из крупнейших и самобытнейших писателей. Родился он в семье армейского офицера. Семья жила бедно. Грамоте он научился дома. Когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, и семья лишилась последних средств существования. Ване в 11 лет пришлось идти работать. Работал канцеляристом в губернском суде, переписывал бумаги. Позже семья переехала в Петербург. Самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его творчество таит в себе огромное богатство, следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка» (Н.Скатов)
В условиях современного общества все больше нарастает внимание к истокам нашей русской культуры – литературе прошлого века. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся к классике.
Творчество И.А.Крылова изучено, наверное, в полном объеме. Иван Андреевич начал свою литературную деятельность, как драматург. Басни впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: «Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). А басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых обязательно было какое-либо поучение или совет над дурными поступками, которые назывались – моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб – Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи – животные, которые говорят, думают и действуют как люди. В баснях высмеиваются человеческие пороки.
В России басня стала распространяться в 18 веке. Басни писали В. Тредиаковский, М. Ломоносов, И. Дмитриев и др. В Индии басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории, так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее.
О Крылове детям начинают рассказывать с самого раннего детства. Послушаем, что о нем говорили писатели.
1 чтец. Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, -
Чин человека; в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой.
Его достойно сохранить
Считать одной неложной славой.
И.А. Крылов
«К другу моему»
2 чтец. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, но даже сам горшок поворачивается, как живой, они показали в себе еще и русскую природу. Словом всюду у него Русь и пахнет Русью».
Н.В. Гоголь.
«В чем же, наконец, существо русской
поэзии и в чем ее особенности»
1 чтец. «Басне особенно посчастливилось на святой Руси, басня многим обязана Дмитриеву. Потом писали басни А.С. Пушкин, В.Измайлов… Но истинным своим творчеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский
«Басни Ивана Крылова»
2 чтец. А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной… И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину.
1 чтец. Есть дача за Невой.
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской столицы,
Близ Парголы крутой –
Поэт, лентяй, счастливец
И тонкий философ,
Мечтает там Крылов
Под тению березы
О басенных зверях
И рвет парнасски розы
В приютинских лесах.
К.Н. Батюшков
Послание к А.И. Тургеневу
2 чтец. Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея,
Все твари дань ему несут,
По дудке нашего Орфея
Все звери пляшут и поют.
П.А. Вяземский
Отрывок из стихотворения к юбилею И.А. Крылова
(Ученики инициируют басни Крылова «Стрекоза и муравей», «Кукушка и петух»)
Библиотекарь. Начинаем нашу игру с «Музея дедушки Крылова».
Надо назвать басни, в которых живут эти звери.
Назовите басни Крылова о:
- лисе («Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);
- волке («Волк и ягненок», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);
- медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);
- обезьяне («Зеркал и обезьяна», «мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);
- людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).
К кому обращены эти слова?
(Ведущий читает фразы из басен И.А.Крылова. Задача – назвать персонаж, к которому обращены данные слова.)
- «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
(К Муравью. «Стрекоза и Муравей»)
- «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище!
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
(К Соловью. «Осёл и Соловей»)
- «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»
(К Ослу, Козлу, косолапому Мишке. «Квартет»)
- «Соседка, перестань срамиться,-
Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?!
(к Моське, «Слон и Моська»)
«Угадай персонаж»
(кто из героев басен сказал такие слова?)
- «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!»
(Лисица, «Ворона и лисица»)
- «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них»
(Мартышка. «Мартышка и очки»)
- Друзья! К чему весь шум?
Я, ваш старинный сват и кум…»
(Волк, «Волк на псарне»)
- «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
(Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)
- «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так
сидите…». (Мартышка, «Квартет»)
Чтение басни « Волк и ягненок»
«Вспомним слово»
(Надо вспомнить пропущенное слово в названии басни)
- «Лягушка и …» (Вол)
- «… и очки» (Мартышка)
- «Волк и …» (кукушка)
- «… и ягненок» (Волк)
- «Кот и …» (повар)
- «Крестьянин и …» (Работник) или (Змея)
- «Свинья под …» (дубом)
- «Бумажный …» (змей)
- «… кафтан» (Тришкин)
«Из какой басни?»
- «Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)
- «Кошка… попалась в когти льву…» («Мышь и крыса»)
- «Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)
«Крылатая фраза»
Назвать фразы из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками.
- «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
- «Как белка в колесе» («Белка»)
- «Не плюй в колодец пригодится, воды испить» («Лев и мышь»)
- «Каков пастух у стада» («Волк и волчонок»)
- «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)
- «Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська»)
«Первая и последняя»
(Игроки получают карточки, на которых написаны первые или последние строчки из басен И.А. Крылова. Угадать названия басен.)
- Уж сколько раз твердили миру… («Ворона и Лисица»)
- Из дальних странствий возвратясь… («Лжец»)
- Да только воз и ныне там… («Лебедь, Рак и Щука»)
- Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»)
За правильный ответ участник получает жетон.

Источник: http://интернет
Категория: Школьная библиотека | Добавил: лена1984 (2014-03-21) | Автор: Спасибушкина Елена Викторовна E
Просмотров: 1040 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru