Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Арыкова Менслу Отепкалиевна Зав. библиотекой ОСШОД №8 г.Уральск Западно-Казахстанская область Тема: Первое посещение библиотеки. Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой. Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы. Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке. Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами). А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал. Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему то долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги». Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг. Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой: • Не рисовать, не писать ничего в книгах; • Не вырывать листы, не вырезать картинки; • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы; • Не читать книги во время еды; • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок; • Пользоваться закладкой. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки. Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка). (Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку: Городок их маленький, но в нем народ удаленький. Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам: Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську. Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке). Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку. В этом доме именины, много было там гостей. И на этих именинах появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил, Но коварному злодею кто-то голову срубил. В какой сказке происходит это действие? («Муха-цокотуха») Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка. Бабусю знает целый свет, Ей отроду лишь триста лет. Там, на неведомых дорожках, Изба её на курьих ножках. (Кто это?) Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги, Есть замечательный аппарат летательный. Что же это за аппарат? И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку. У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы Высоко они летят. Далеко они глядят. Что это за сказка? («Гуси-лебеди») Она на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила и пряла, Когда же случилось попасть ей на бал, То голову принц от любви потерял, Она башмачок потеряла тогда же, Кто она такая, кто мне подскажет? (В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка») Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом, Кем же были эти маленькие дети? (В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят») И последняя загадка: Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет И в дороге слезы льет. («Федорино горе») Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки. Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки. 1. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба») 2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица») 3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»). 4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен) Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала. Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д. В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой. | |
Просмотров: 3078 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|