Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Как развить интерес к чтению и желание ходить в библиотеку Заведующая библиотекой Курченкова Наталья Борисовна «Общеобразовательная школа-лицей при ПГК им. М.Жумабаева» Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что современные дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу теряют интерес к чтению. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Дети не просто не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. В результате процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются: ребята не сразу и не всегда понимают суть заданий, забывая их прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в их возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Так же педагоги выделяют еще ряд основных причин затруднений при чтении современных учащихся: это недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, неразвитое воображение. Молодому поколению становиться все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это становится одной из актуальных проблем современного образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению школьников. Личность ребенка формируется в процессе чтения, с самого раннего возраста, когда он еще говорить не умеет. А родители ему читают коротенькие стишки или сказки, показывая красочные иллюстрации. Именно в это время в душе ребенка зарождаются те светлые чувства, что остаются на всю жизнь: доброта, сострадание, любовь к близким, к Родине. И поэтому большое значение в формировании приобщения детей и подростков к чтению имеет семья. Семья, как особый социальный институт, вводит ребенка в мир литературной культуры. Систематически читая дома книги детям родители сами того не подозревая прививают с самого раннего детства своему чаду вкус к прекрасному, у таких детей развито хорошо воображение, мышление, речь, память, а ведь это основа для хорошей учебы в школе. И сегодня наша задача развить эти качества в читателях и не дать им завянуть. Средствами самой книги, различными формами индивидуальных, групповых, массовых мероприятий мы способны пробудить в ребенке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для развития личности ребенка. Я постараюсь поделиться своим опытом привлечения учащихся в библиотеку и приобщение подростков к чтению. Одним из основных направлений работы школьной библиотеки является приобщение учащихся к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания, формирование информационной культуры. В нашей школе-лицее обучаются учащиеся 5 – 11 классов на государственном и русском языках. То есть к нам приходят учащиеся, которые не понаслышке знают, что такое школьная библиотека, конечно же, это является большим плюсом, но в то же время существуют и свои минусы не всем учащимся привито желание ходить в библиотеку, брать книги, читать. И поэтому свою работу с вновь прибывшими учащимися строю так чтобы им не раз еще хотелось прийти в библиотеку и взять книгу. Одной из главных форм работы школьной библиотеки является библиотечный урок, который знакомит учащихся с библиотечно-библиографическими понятиями, учит работе со справочно-библиографическим аппаратом и книгой в частности, воспитывает уважение к книге и труду библиотекаря, привлекает учащихся к чтению. Для развития интереса и желания ходить в библиотеку стараюсь использовать всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы, экскурсии, игры, литературно-музыкальные композиции, тематические и литературные вечера, презентации книг. Как правило, они дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаю книжными выставками, краткими обзорами по представленным книгам, а также рекомендательными беседами по прочтению данных книг. С целью привлечения читателей в библиотеку систематически на большом экране в фойе транслируются виртуальные выставки, на которых знакомят читателей с новинками библиотеки, книгами-юбилярами, так же сообщают читателям о знаменательных и памятных датах, о поэтах и писателях. Во всех мероприятиях, проводимых в библиотеке, обязательно стараюсь задействовать учащихся из разных классов и на разных языках обучения. Так дети чувствуют свою сопричастность, значимость. Они с удовольствием читают стихи, поют, танцуют, играют в сценках - в библиотеке им нет равных. Как уже говорилось ранее, что ни одно из мероприятий не обходиться без презентации. Во-первых, это возможность представить материал более полно и красочно. Во-вторых, массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают, приобретая новое качество и являясь более информативными. Об этом и говорят и показатели библиотеки, после проведения любого мероприятия наши читатели проявляют больший интерес к библиотеке и чтению книг. Есть среди наших читателей настоящие книголюбы, эрудиты. Они много читают, способны рассуждать, высказывать свое собственное мнение, делятся о прочитанном с одноклассниками. Такие читатели настоящий клад для библиотекаря. Самым активным читателем нашей школьной библиотеки являются: Борисенко Дамир ученик 5 «б» класса, Құрмансеит Руслана, Джусупова Дильназ, Рустем Темірлан учащиеся 5 «а» класса, Ескенов Олжас 6 «а», Мусарипова Дильназ «ә», Шерманова Екатерина 6 «б». В этом учебном году в библиотеки проводилось ряд мероприятий, посвященных празднованию Дня Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева: Презентация книги «Нурсултан Назарбаев. Биография.», просмотр видеофильма о Первом Президенте, организация и оформления книжных и создание виртуальных выставок. Так же в этом году цикл мероприятий, посвящены такой знаменательной дате, как 69-годовщине Победы в Великой Отчественной войне, которая с событиями в Украине стала более значимой и актуальной. Для учащихся были организованы книжные выставки «Соғыз жолдары – Жеңіс жолдары», «Соғысты көз қөргендер», «Отанды қорғау-мамандық», обзоры «Қазақстандықтар ҰОС-да». А шестого мая прошел поэтический вечер: «Строки, опаленные войной», посвященный поэтам-фронтовикам. В целях воспитания культурно-нравственных ценностей в библиотеке проводятся мероприятия, которые знакомят учащихся с культурой народов проживающих на территории Республики Казахстан, такие мероприятия наиболее нравятся детям. Так как каждый хочет рассказать о культуре своего народа, угостить национальным блюдом, поиграть в национальные игры и просто рассказать о традициях и обычаях своего народа. А во время Недели детской книги для учащихся проводились: конкурсы рисунков, просмотры видеофильмов по книгам-юбилярам – 2014 года, экскурсия в ДЮБ им. Г.Мусрепова, стенд: «Прочитал сам - посоветуй другу», обзоры книг, беседы, игры и т.д. Наиболее эффективными мероприятиями по привлечению учащихся в библиотеку и приобщению к чтению является - экспонирование живой книги («Книги о животных», «Образ лошади в литературе», «Из глубины веков. Книги - раритеты», «Юбилей в кругу детей» и другие). Где детей знакомят не только с самой книгой, но рассказывают об авторе, истории создания книги, чем эта книга интересна и поучительна. Можно перечислять еще много мероприятий, которые проводятся для учащихся, но самое главное что, ни одно мероприятие, не прошло незамеченным, дети были рады их посетить и поучаствовать. И напоследок хочется сказать следующее, что одна только школа не сможет привить интерес к чтению, конечно должны принимать участие и родители. Уважаемые родители, если вы хотите чтобы ваш ребенок читал книги и делал это с удовольствием, то вы должны этому поспособствовать: читайте детям вслух с самого раннего возраста, будьте примером читайте книги сами и наслаждайтесь чтением, покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка, дайте детям возможность самим выбирать себе книги, поощряйте чтение, организуйте дома детскую библиотечку, учите детей свободно выражать свои мысли; пересказывать, обмениваться читательскими впечатления. Читайте сами, читайте вместе с детьми Все эти и другие формы и методы дают возможность целеноправленно и систематически приобщить ребенка к книге и чтению, а уж книга сама содействует усвоению учебного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся, содействуют нравственному, патриотическому, эстетическому и творческому развитию. | |
Просмотров: 7324 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|