Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
«Использование библиотечно – библиографических знаний для формирования информационной компетентности младших школьников» В настоящее время основными функциями школьной библиотеки являются – образовательная, информационная, культурная. А одной из ведущих задач школьной библиотеки является «Использование библиотечно – библиографических знаний для формирования информационной компетентности младших школьников» Само понятие “информационной” воспринимается многими, как изучение предмета информатики. Но информатика – только одна из составляющих информационной культуры. Как бы не совершенствовались по мере развития научно-технического прогресса технические и программные средства информации, уровень информационной культуры определяли и будут определять, прежде всего, основополагающие знания и умения в области поиска и обработки информации. Именно эти знания и умения, без которых принципиально невозможна успешная работа и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания общеобразовательных учреждений. Кроме того, проблемы современного информационного бума и становления тонких личных качеств, как компетентность, способность к самообразованию и самовоспитанию не смогут быть решены, если у учащихся не будет своевременно сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотечных учреждениях и хранящихся в них типах документов, способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек. Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал. Об этом направлении работы и хочется немного рассказать. В течении ряда лет школьная библиотека проводит библиотечные занятия по теме:“Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам”. Разработана программа занятий для 1-4 кл. начальной школы. Занятия проводятся с классом или группой учащихся, как позволяет время. (Школьники первых классов знакомятся с понятием “библиотека”,“библиотекарь”, “книжный фонд”, “абонемент”, “читальный зал”. Обычно первичное ознакомление с библиотекой первоклассников проходит интересно. Целью первичного посещения является формирование положительной установки на периодическое посещение в будущем детьми библиотеки как радостного “путешествия в Книжное царство” за новыми, интересными, увлекательными книжками. На следующем занятии первоклассники знакомятся с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, умению самостоятельно ориентироваться в мире книг. У детей формируется (у новичков) и закрепляются первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки, понимание того, что для обладания книгой отводится определённый, ограниченный срок и надо брать их столько, чтобы во время успеть прочитать и вернуть, что книгу сначала нужно записать в читательский формуляр, а потом уносить её из библиотеки, библиотекарь помогает объяснить необходимость выполнения правил поведения в читальном зале, знание того, что с книгой можно предварительно ознакомится в читальном зале, но при этом следует вести себя тихо и не мешать другим. Многие занятия состоят не только из теоретической части в виде беседы, но и практической части. Например, после того, как дети знакомятся с правилами обращения с книгой, учебниками. Дети кратко знакомятся с некоторыми элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист), а потом (обычно это уже отдельное занятие) в библиотеке открывается Книжная больница, в основном мы собираемся на каникулах, где дети вместе со мной производят несложный ремонт книг. После таких практических занятий у многих читателей появляется желание повторного ремонта “заболевших” книжек, а также ремонта библиотечных книг дома. Очень интересно наблюдать за маленькими читателями, к концу учебного года, когда на вопросы библиотекаря они дают правильные ответы. Дети становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве, приобретают умения и навыки внимательного назначения: знание и применение основных правил обращения с книгой, поведения в библиотеке, умение и желание “полечить” книгу, краткое представление о структуре книги и процессе её изготовления. Успешно проходят занятия по библиотечно-библиографической грамотности во втором классе. Составляя темы занятий, я учитывала возрастные особенности мышления младших школьников. Поэтому на первом занятии во 2 классе, которое проходит в сентябре, мы продолжаем разговор о библиотеке, вспоминаем правила пользования библиотекой и правила поведения в ней. Таким образом, многие дети закрепляют уже изученные сведения, некоторые –вспоминают и повторяют знания о библиотеке. Во втором классе также знакомлю детей со структурой детских книг, внешним и внутренним оформлением книги. Дети учатся определять примерное содержание книги по её основным элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, иллюстрациям). Для более подробного изучения структурного элемента книги – иллюстрации, знакомлю второклассников с известными художниками-иллюстраторами детских книг (Васенцовым Ю. А., Конашевичем В.М.). Дети учатся узнавать “почерк” художника в книгах, обращать внимание на фамилию художника книги (и находить её в книге). Кроме того, знакомятся с тем, произведения каких писателей иллюстрирует данный художник. В конце второго класса дети знакомятся с понятием “газета”, “журнал”, даются также сведения о терминах “статья”, “заметка”, “корреспондент”, “журналист”. На практическом занятии дети знакомятся на примере журналов школьной библиотеки, как использовать материалы детской периодики на уроках и для внеклассного чтения. В конце учебного года во втором классе проводится игровое занятие «Что вы знаете о книге?», где закрепляются полученные знания, приобретённые на библиотечных уроках, умения и навыки: уметь подбирать книги на тему, пользуясь выставкой, полочными разделителями, открытым доступам к книжным полкам, по её основным элементам, узнавать почерк знакомых художников-иллюстраторов, уметь целенаправленно выбирать и читать художественную, научно - популярную, справочную литературу, детскую периодику, уметь использовать материалы в справочной, научно-популярной литературы и детской периодики на уроках. Занятия по основам информационной грамотности продолжаются и в третьем классе. В начале учебного года, на первом занятии мы вновь вспоминаем с детьми правила пользования школьной библиотекой, поэтому к окончанию начальной школы дети знают, что задерживать книгу нельзя, если не сдал книгу, уходя на летние каникулы – библиотекарь имеет право наказать читателя, испортил, потерял книгу – принеси замену и т.д. Далее, на первых же занятиях в третьем классе выясню, читают ли дети в других библиотеках города (дети рассказывают). Это способствует повышению уровня информационной грамотности младших школьников, укреплению связей школьной и городской детской библиотеки, закреплению умения самостоятельного поиска документов и эффективному использованию фондов детских городских библиотек. В третьем классе происходит знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие “каталожная карточка”, “каталожный разделитель”. Учащиеся 3-4 классов знакомятся со справочной литературой: словари, справочники, энциклопедии. На первом занятии со словарями знакомлю детей с понятием “словарь”, для чего необходим, виды словарей (тематические языковые; даются примеры тех и других), правила пользования ими. На практическом занятии выдаются словари, даются задания, потом выслушиваются ответы детей (значение слова, порядок поиска, какие трудности были при поиске заданного слова). Аналогично проводятся занятия по знакомству с энциклопедиями (Что такое, Кто такой) и др. В сегодняшней школе, на мой взгляд, изучение основ ББГ должно охватывать весь период обучения в школе. Эта группа умений и навыков относится и к разделу общеучебных. Поэтому библиотечные занятия по ББГ повышают уровень информационной культуры младшего школьника в единстве с учебными программами по литературному чтению. Известно, что информационно грамотные люди способны к учению на протяжении всей жизни. Воспитание таких людей – одна из задач любой библиотеки, но в первую очередь, школьной. Источник: http://1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. | |
Просмотров: 1119 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|