Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Библиотечный урок: «Учись быть читателем» КГУ «Бескарагайский колледж» управления образования ВКО Библиотекарь Кузьмина Светлана Валерьевна «Перечитать все книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком» Цель и задачи урока: • Обучить навыкам самообслуживания в условиях библиотеки колледжа, значению книги в жизни каждого человека, особенно студента; работе с рекомендательными списками литературы. • Развить у обучающихся основные поисковые умения и навыки в качестве базиса для формирования информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению. Уметь подобрать нужную для себя книгу (учебник) с помощью каталогов и рекомендательных списков литературы. • Воспитать культуру поведения в библиотеке, бережное отношение к книгам (учебникам), ознакомить обучающихся с правилами поведения в библиотеке, с правами и обязанностями читателя. • Проведение анкетирования по изучению запросов читателя. Оборудование, наглядные пособия, раздаточный материал: • компьютер (ноутбук) для показа презентаций, видеороликов (или проектор), • видеоролик «Знакомство с книгой»; • презентация «Заповеди читателя или как читать книги»; • видеоролик «О пользе чтения»; • рекомендательные списки литературы, памятки по бережному обращению к книгам, анкеты по изучению запросов читателя. Метод: рассказ с элементами беседы, анкетирование. ХОД УРОКА Вступительное слово библиотекаря: Как много значит вовремя прочитанная книга! Книга часто помогает ответить на острые, трудные вопросы. Как надо жить? Что такое счастье? Отвечает книга на тысячи “почему” и “отчего”. Книги читают по-разному в зависимости от кругозора, интересов, образования и поставленных целей. Многие читают то, что требуется по учебным программам, что рекомендует учитель. Читают “для себя”, по собственному выбору, и тоже по-разному: кто- то увлекается литературой одного жанра (скажем, фантастикой), кто-то предпочитает одну тему, а кто-то ищет произведение любимого автора. Каждому человеку книги нужны по-разному. Одному человеку больше, другому меньше. Но всем людям вместе, т. е. человечеству, книги необходимы. Один человек может прожить без книг. Плохо, скучно, неинтересно. Но — может. А человечество — нет. Потому что нельзя прожить без памяти. А книги — это память. И пока еще мудрее книги люди ничего не придумали. Книги – это богатство, нашему обществу сейчас нужны образованные люди. И вам предстоит стать нужными людьми, а значит, именно обогатить свою память знаниями. Чтобы обогатить свою память знаниями, надо уметь взять их. Для этого в первую очередь надо научиться работать с книгой. Обычно работа над книгой начинается с общего ознакомления, просмотра ее. На что следует обратить внимание: титульный лист (лицо книги, ее дверь), иллюстрации, аннотацию, оглавление, предисловие, библиографическое примечание. Беглый просмотр книги дает возможность предварительно оценить содержание книги, установить круг основных вопросов, определить наиболее важные части, разделы ее. Просмотрели книгу, решили читать ее. А как читать верно. Но спрашивали ли вы себя как надо читать? Каждый, возможно, обидится. Как же так? Мы еще в школе научились читать, выучили все буквы. Да, сейчас вы прочитали не один десяток книг. Все это верно. Но спрашивали ли вы себя, как надо читать? Ведь недостаточно раскрыть книгу и складывать буквы: в слова, а потом в фразы. Давайте подумаем над такими словами. Вы говорите: «Я прочитал книгу». Какими синонимами можно заменить это? (я понял, я узнал). Писатель создает книгу с образами живых людей и их мыслями, чувствами и поступками. Читая, мы должны понять, что писатель хотел сказать своими произведениями, прочувствовать и воспроизвести в своем воображении все, о чем рассказывает книга. А это уже труд, и как каждый труд, требует умения и мастерства. Для многих чтение — это развлечение. Такие читатели стремятся только к тому, чтобы узнать, чем все кончится. Несется такой читатель по страницам книги, даже дух захватывает. Некогда ему остановиться, подумать немного, запомнить удачную фразу, справиться, что за слово непонятное. Такое чтение оставляет в вашей памяти только ход событий. Для того, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с книгой требует еще умения записывать прочитанное. Некоторые думают, что это занятие пустое. Так ли на самом деле? Один читатель прочитывает, потом только записывает основное. А другой записывает попутно, что лучше. Из опыта работы можно утверждать, что лучше всего бегло составить представление о книге, подумать над ее содержанием, затем можно записать прочитанное. «Не записанная мысль — потерянный клад», — говорил Дмитрий Иванович Менделеев. Просмотр видеоролика «Знакомы ли вы с книгой?» Продолжение урока-лекции. Рассказ о конспектировании и записях прочитанного, ведении дневника читателя. «Слово конспект» означает «обзор», краткое письменное изложение лекций, доклада, урока, произведения или же краткое последовательное изложение содержания. Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память помогает глубже понять материал. Нужно ли записывать все? Если вы будете записывать - все, потеряете много времени, да и сам процесс записи превращается в механическое заучивание. Придерживайтесь мудрого правила древних: «Бери немного из многого, но так, чтобы в немногом было многое». Во время конспектирования недопустима неряшливость, вольное или неточное обращение с нужными мыслями. Форма записи требует особого внимания, важно, чтобы собственные суждения, мысли, размышления четко отделялись от записи. При записи оставляйте широкие поля, где вы могли бы дописать дополнительные сведения, точное содержание терминов. Если конспектируете текст большого объема, не забывайте указывать страницы. Если есть цифровые данные, сводите в таблицы. Вот таким образом можно представить технологию конспекта: 1. Внимательное чтение попутно отмечать непонятное; 2. Выписки отмеченного. Навести справку о лицах, именах, датах; 3. Составить простой план; 4. Перечитывание текста и его краткая последовательная запись; 5. Умелый отбор цитат. Следующая более сложная форма записи — тезисы. «Тезис» — греческое слово. Означает положение, утверждение. Тезисы — сжато сформулированные основные положения раскрывающие главные идеи авторов, но без фактических данных. Самый сложный вид записей — реферат. Слово латинское — означает «докладывать». В реферате излагается сущность какой-либо проблемы. Отличие реферата от конспекта, тезиса в том, что он представляет определенную точку зрения на прочитанный материал. Цель реферата не только изучить, но и выбрать собственные суждения. Вот основные способы работы над книгой. Существует много способов. Пушкин читал с пером в руках. Гоголь усвоил привычку делать выписки. Толстой вел изо дня в день дневники. К какой бы из этих форм не обращались вы, главное — изучение, обдумывание, понимание прочитанного. «Обдумывай, обдумывай, обдумывай, — писал Чернышевский — потом ничего не будет стоить написать, а написанное, необдуманное само ничего не стоит». Поэтому читая книгу или статью можно делать записи в виде выписки и выдержки. Это превосходный источник справок, в любой момент вы можете подобрать выписки по любому предмету в колледже, при подготовке к беседе на классный час и т. д. При выписке обязательна фамилия автора, название книги, какое издание книги, год, ЗЧ страницы, из которой взята цитата. Для того, что бы написать конспект прочитанной книги и статьи, надо: 1. Выделить из нее все существенное, основное. 2. Связно изложить. Теперь немного поговорим о рефератах. Что такое реферат? Реферат - (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее) заданную тему. Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в учебном заведении. Целями выполнения реферата для обучающегося являются: - овладение навыками определения проблемы, её актуальности, - развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи, - овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему, - развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст, - повышение самооценки своего интеллектуального труда, - выработка уверенности в достижении поставленных задач. По типу реферат может быть: • классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо школьного предмета и в различное время; • познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса; • исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа). По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и обзорные (результат переработки нескольких источников). Для того, чтобы подготовить реферат нужно переработать (просмотреть) несколько печатных (электронных) источников. Просмотр презентации: «Заповеди читателя или учись быть читателем» Как же научиться правильно выбирать книгу? Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?». Ты сформулировал ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь определи, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ КНИГУ. Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам (см. словарик) и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге – это значит ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА. Библиотека предоставляет тебе множество источников: если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует алфавитный каталог • если тебе нужно подобрать литературу по какой-либо теме твоими помощниками станут систематический каталог, систематическая картотека статей, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки, библиографические указатели, книжные выставки • если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на выставке новых поступлений • если ты не можешь решить, что выбрать обратись к открытому фонду, книжным выставкам, рекомендательным спискам (показ рекомендательных списков). Если ты не знаешь, как лучше поступить, посоветуйся с библиотекарем! Выбрать интересные и полезные книги для чтения тебе помогут рекомендательные списки литературы для самостоятельного и внеклассного чтения «Круг полезного чтения». Как же научиться правильно читать книги? Вот некоторые полезные советы. Заповеди читателя, или как читать книги: • Помни, что чтение – важная, серьезная работа, не жалей на чтение ни времени, ни сил. • Читай внимательно, вдумчиво, не спеша – лучше поймешь книгу. • Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души. • Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана. • Не забывай прочитать вступительную (предисловие) и заключительную (послесловие) статьи. они расскажут много интересного об авторе книги, об истории её написания и т.д. • Пользуйся оглавлением. • Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги. • Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий. • Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях. • Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки. • Не пропускай страниц, дочитывай произведение до конца. • Не читай сразу много книжек, читай только одну. • Читай понемногу и думай, что хорошего есть в этой книге. Блиц-опрос: А знаешь ли ты… Предлагается назвать пословицы и поговорки о книге и чтении: Пословицы и поговорки о книге и чтении Ум без книги, как птица без крыльев. Дом без книги – день без солнца. День без книги, как обед без хлеба. Учение – солнце, а книга – оконце. Книгу читай, разума набирай. Кому книга – развлечение, а кому – обучение. С книгою подружишься, ума наберешься. Книгу читать – все знать. Книга добру научит, от дурного отвернет. Книгу почитал – на крыльях полетал. С книгой жить – век не тужить. Недочитанная книга – не до конца пройденный путь. Кто много читает, тот много знает. Запомните определенный алгоритм чтения: • прочитать; • обдумать; • выписать; • осмыслить; • усвоить; • оценить. Гигиена чтения 1. В помещении должен быть свежий воздух. 2. Свет (рассеянный, не очень яркий) должен падать с левой стороны. 3. Читать лежа вредно для глаз и для книги. 4. Лучше всего читать, сидя за столом. При этом книгу нужно класть не прямо на стол, а на специальную наклонную подставку: глаза меньше утомляются и текст лучше воспринимается. 5. Настольная лампа должна находиться на расстоянии не менее 1 м от текста. 6. Расстояние от книги до глаз (при нормальном зрении) – не менее 35-40 см при наклоне книги 15 градусов. Способов чтения существует много – от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать? Все зависит от той задачи, которую вы себе ставите: • ознакомление с конкретным изданием; • ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев); • начальное знакомство с темой, проблемой; • поиски ответа на конкретный вопрос. Для решения разных задач необходимо выбрать наиболее подходящий способ чтения: углубленное Этот способ предполагает внимательное прочтение материала: нужно обратить внимание на детали, вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить связи описываемых событий. Дается анализ и оценка, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию. • быстрое Это чтение с выделением основной мысли текста, без акцента на детали, без артикуляции (движения губ при чтении про себя). • параллельное При этом способе изучается несколько материалов по одной теме или проблеме для того, чтобы проанализировать разные взгляды, выбрать наиболее предпочтительную позицию. Этот способ чтения лучше всего использовать при подготовке докладов, рефератов. • выборочное Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами книги после ее предварительного просмотра, внимание фиксируется на тех моментах, которые необходимы. • чтение-просмотр Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей: пересматриваются предисловие, заключение, по содержанию определяются наиболее важные вопросы и др. Этот способ позволяет за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучать или лучше сразу выбрать нужный материал. • чтение-сканирование Это быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, фактов и др. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т. п. Темп чтения Наиболее распространенный темп чтения – 100-200 слов в минуту. Ученые подсчитали, что современный человек должен уметь читать от 100 до 1000 слов в минуту. Или от 20 до 400 (по технике скорочтения) страниц в час. Это интересно! Чтению тоже надо учиться, тогда оно – и радость, и польза. Просмотр видеоролика «О пользе чтения» Заключительная часть. Подведение итогов лекции. Проведение анкетирования. Анкета по изучению потребностей читателя. Повторить обязанности и права читателя. Раздать памятки «Как беречь книгу (учебник)». Напоследок немного афоризмов о пользе чтения: Афоризмы о чтении Чтение — вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. Джордж Бернард Шоу Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Марк Туллий Цицерон Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия. Марк Туллий Цицерон Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю Чтение — это беседа с мудрецами, действие же — это встреча с глупцами. Фрэнсис Бэкон То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения. Карл Мария Вебер Я слышал, что жизнь — неплохая штука, но я предпочитаю чтение. Логан Пирсолл Смит Узкий круг чтения и общения — вот чем, мне кажется, гордятся больше всего! Эдмунд Бёрк Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Генри Дейвид Торо В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчете на простейшее прочтение. Гилберт Честертон Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор-Мари Гюго Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей. Иоганн Готфрид Гердер Злоупотребление чтением убивает науку. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд. Жан-Жак Руссо Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. Джордж Бернард Шоу Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее. Оскар Уайльд Повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Хеббель • УЧИТЕСЬ ВЫБИРАТЬ И ЧИТАТЬ КНИГИ! Вопросы для закрепления: 1. Зачем нужно вести записи о прочитанном? Какие виды записей вы можете назвать? (конспект, тезис, реферат, дневник читателя и др.) 2. Охарактеризуйте один из видов записей по выбору. Задание на выбор: 1.Составить конспект книги или журнальной статьи (на выбор). 2.Выписать из книги мысль автора или героев, которые особенно понравились. Дать соответствующие сноски к цитатам; 3. Активным читателям предлагается завести дневник читателя. ПЛАН-КОНСПЕКТ Библиотечного урока «Учись быть читателем» 1 курс Цель: Обучающая: 1.Привить умение самостоятельно ориентироваться в огромном мире книг и информационного пространства, уметь подобрать нужную для себя книгу (учебник) с помощью каталогров и рекомендательных списков литературы; Развивающая: 1. Развитие у обучающихся основных поисковых умений и навыков в качестве базиса для формирования информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению. Дать обучающимся первого курса базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности — “библиотека”, книжный фонд”, “читальный зал”; 2. Закрепить навыки самообслуживания в условиях библиотеки колледжа; Воспитательная: 1. В воспитательных целях ознакомить обучающихся с правилами поведения в библиотеке, с правами и обязанностями читателя; 2. Провести беседу по бережному отношению к книгам (учебникам). (Памятка «Как беречь учебник (книгу); 3. Провести анкетирование по изучению запросов читателя. ХОД мероприятия: Эпиграф Перечитать все книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком» II. Вступительная часть. Для чего нужно читать. Видеоролик «Знакомство с книгой» II. Конспектирование, подготовка реферата, работа с печатными изданиями. Презентация «Заповеди читателя…» Пословицы и поговорки о чтении. III. Права и обязанности читателей. Заполнение анкеты «Изучение потребностей читателя». IV. Афоризмы о пользе чтения. Вопросы и задания по прослушанному уроку-лекции. Рекомендации студентам: чтение полезной литературы, как учебной, так и для общего развития. Предоставление рекомендательных списков литературы по подборке различных информационных агентств. VI. Выводы по библиотечному уроку: Студенты с интересом просмотрели видеоматериалы. Активно участвовали в проведении блиц-опроса по пословицам и поговоркам, ответили и заполнили анкеты. Учащиеся, которые присутствовали на библиотечном уроке в дальнейшем стали частыми посетителями. Подростков следует привлекать к чтению, в ненавязчивой, спокойной форме, объяснять о многообразии литературы, о том, что начитанный человек, это модно, современно, престижно в современном мире. | |
Просмотров: 8179 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|