Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека |
Путешествие – викторина «Слово – великое дело» Цели: формировать хороший вкус к языку, осознанное отношение к разнообразию языков, прививать культуру общения на разных языках, расширить кругозор в области изучения языков, показать красоту и своеобразие родного языка. Задачи: - формировать чувство патриотизма - ответственность за сохранность неповторимого родного языка - формировать социальные, нравственные мотивы выбора языка Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодняшняя наша встреча посвящена Дню языков. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. О вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная. В Республике Казахстан проживает более 120 национальностей, каждая имеет свой язык, свою культуру. Гарантом развития языка, культуры каждой национальности является Конституция Республики Казахстан. В статье 7 записано: «Казахский язык является государственным языком, русский язык – языком межнационального общения». В 1997 году был принят Закон о языках Республики Казахстан, который гарантирует развитие языков, культуры, традиции всех народов, проживающих на территории Республики Казахстан. В нашем государстве 22 сентября является Днём языков народов Казахстана. Именно этой дате посвящена наша игра – викторина. И так у нас 2 команды, в каждой команде есть капитан и название команды. Игра будет оцениваться по 5-ти бальной системе. За подсчётом баллов будет следить наше уважаемое жюри. (Представить членов жюри) 1 тур – «Измени слово» Командам по очереди предлагаются слова (имена существительные в единственном числе), необходимо поставить их во множественное число. 1 команда: Тропа – тропы, гора – горы, трава – травы, стена – стены, море – моря, холм - холмы 2 команда: Поле – поля, гриб – грибы, голова – головы, цена – цены, катер – катера, река – реки 2 тур – «Слова – близнецы» Слова разные по звучанию, но близкие по значению. Как они называются ребята? СИНОНИМЫ!. Правильно. Ваша задача подобрать синонимы к словам, которые я вам предложу. 1 команда: 2 команда: Бездельник – лентяй Мыслить - думать смелый – храбрый очи - глаза несчастье – горе бой - битва преподаватель – учитель дорога - путь жара – зной лётчик - пилот пища – еда недруг - враг бояться – трусить горячий - жаркий успех - удача уста – рот 3 тур «Слова – враги» А теперь вспомните, как называются слова, противоположные по значению? АНТОНИМЫ. Сможете ли вы быстро подобрать антонимы к словам, которые я назову? 1 команда: 2 команда: Молодой – старый Тихо - громко Быстрый – медленный Мало - много Храбрый – трусливый Худой - толстый Больной – здоровый Вниз - вверх Голодный – сытый Далеко - близко Полезный – вредный Тёмный - светлый Горячий – холодный Правда - ложь Чистый – грязный Друг - враг Рано – поздно Узкий – широкий 3 тур – «Капитанский» Капитанам дано слово «ХАРАКТЕРИСТИКА». Необходимо составить из него как можно больше слов. 4 тур – «Фразеологический» Пока капитаны работают, для команд проводится новый тур. А что же такое фразеологизмы? (Ответы детей) Фразеологизмы – это устойчивые выразительные словосочетания. Например, когда мы говорим о человеке: У него «золотые руки», мы имеем ввиду, что этот человек – мастер своего дела, у него всё получается, он умелец. А не то, что у него руки из драгоценного металла. Вам необходимо определить, что означают предложенные фразеологизмы 1 команда: • Белая ворона – отличается резко от остальных • Строить воздушный замок – невыполнимый план, несбыточные мечты • Зарубить на носу – твёрдо запомнить • Ахилесова пята – уязвимое место • Топорная работа – грубая работа • Бить баклуши – бездельничать • Играть на нервах – раздражать • Обвести вокруг пальца – ловко обманывать • На всех парусах – очень быстро • Вольная птица – человек не от кого независящий 2 команда: • Считать ворон – думать о своём • Дать руку на отсечение – твердо заверить о чём – то • Родиться в рубашке – быть удачливым • Хоть глаз выколи – совершенно темно, ничего не видно • В два счёта – очень быстро • Спустя рукава – плохо, лениво • Трудиться в поте лица – делать что – то с большим усердием • Битый час – довольно долго • Ветер в голове – легкомыслен, несерьёзен • Жевать мочалку – говорить нудно и бестолково Ребята, а как вы знаете где можно найти значения фразеологизмов. (Ответы детей) И так, наши капитаны закончили своё задание и отдают ответы жюри. 5 тур – «Пословицы». «Без пословицы – не проживёшь» - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих легких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Говорят: «Пословица – всем делам помощница» Она и вам поможет украсить речь, сделает её ярче. В пословицах заключена мудрость народа. Командам даны казахские пословицы, нужно вспомнить схожие по значению русские пословицы. 1 команда: • Бедный дом отца родного, милее нам дворца чужого • - Родимая сторона – мать, а чужая сторона - мачеха • - На чужой сторонушке рад своей воронушке • - На чужой стороне Родина милей в двойне • Трудолюбивый ест, что нравится ему, а ленивый, что достанется ему. • Кто не работает тот, ни ест • Готовь сани летом, а телегу зимой. • Без труда не выловишь и рыбку из пруда 2 команда: • Слово не то, что душу – крепости рушит • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь • Слово пуще стрелы разит • Лодырю каждый день – праздник • Труд человека кормит, а лень портит • Делу время, потехе час • Ленивому и день лениться. Ещё одно задание связанное с пословицами. Слушаем внимательно. Вставьте в пословицу пропущенное слово и переведите его на казахский язык • «… говорит в глаза, а недруг – за глаза» (друг, дос) • «Делу – время, потехе - …» (час, сағат) • «Без труда не вынешь … из пруда» (рыбку, балық) • • « Кашу … не испортишь» (маслом, май) • «На воре и … горит» (шапка, бөрік) • «… рубят – щепки летят» (лес, орман) Ребята, а теперь вам будут даны слова из пословиц. Воспроизведите пословицы полностью. Дым – огонь, коса – камень, журавль – синица, • Дыма без огня не бывает • Как коса на камень • Лучше журавль в небе, чем синица в руках Друг – беда, шило – мешок, волк – лес • Друг познаётся в беде • Шило в мешке не утаишь • Волков бояться в лес не ходить 6 тур – «Чей портфель тяжелее» Командам выдаются макеты портфелей с листками бумаги. Участники в течении 1 минуты должны записать как можно больше слов существительных, начинающихся на одну букву алфавита. Капитаны по жребию вытягивают свою букву. Пока жюри подводит итоги, давайте с вами отгадаем загадки. 1. На ноге стоит одной, Крутит – вертит головой, Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус) 2. Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке, Его следы – твои труды (Карандаш) 3. Коль спросить что соберёшься, Без меня не обойдёшься (Вопрос) 4. Страны без людей Города без домов Леса без деревьев Моря без воды (Географическая карта) 5. В сумке школьной я лежу, Как ты учишься, слежу. (Дневник) 6. Шея длинная такая, Хвост крючком… И не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи – нет. (Двойка) 7. Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. ( Книга) Слово предоставляется жюри. | |
Просмотров: 1530 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|