Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Развитие психофизических качеств на уроке специальности. Практическое занятие на районном семинаре. 1 ноября 2016г. Подготовила преподаватель по классу домра. Сегодня я хочу представить вам некоторые способы развития психофизических качеств ребенка. Какие психофизические качества мы знаем? Это память, мышление, внимание, воображение и фантазия, реакция, координация и сосредоточенность. Начнем с памяти. Музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. На какие виды делится музыкальная память? Это двигательная, эмоциональная, слуховая, зрительная и логическая память. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти. Наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов. Мы проводим мониторинг по изучению типов памяти. У Сабины хорошо развиты двигательная и слуховая память. И при выучивании произведения наизусть Сабина естественно, опирается на эти виды памяти. Большое значение имеет также мотивация. Например, Сабина захотела принять участие в Песенном фестивале и за 2 часа выучила пьесу, причем она сама ее подобрала, нашла ее в Интернете. Большое значение для развития музыкальной памяти придается предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. Например, «Старинный танец» Дусека выглядит так. I А А1 А А1 II В В1 III А А2 Можно применить цветовое выделение одинаковых фраз. Тогда визуально видно, какие фразы повторяются. Если говорить о развитии памяти, то можно применить следующие приемы. Выучивание произведения наизусть нотами, как номер по сольфеджио. «Харарау». 1. Ученица играет и называет ноты. 2. Учитель играет, ученица называет ноты. Еще один прием для развития памяти – игра по цепочке. По очереди играет ученица и учитель (по фразам). Хочу сказать, что этот прием развивает не только память, но также и реакцию и внимание. Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание - усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняние. Оно тесно связано с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями, опытом работы, тренированностью. Лица с сильной нервной системой способны длительно удерживать интенсивное внимание. Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведет к ухудшению показателей выполняемой работы. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учит письму, чтению, счету. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Хочу предложить такой прием. Ученица играет, а учитель в это время что-то говорит. Задача ученицы – не отвлекаться на слова учителя, а сосредоточить все свое внимание на исполнении произведения. «Харарау». Зачем мы применяем этот прием? Во время выступления или экзамена бывает, что у кого-то из зрителей зазвонит телефон или кто-то неожиданно войдет в зал. Что бы не отвлекаться на внешние раздражители необходимо уметь сосредотачиваться на исполнении произведения. Для развития внимания необходимо ставить конкретную цель. Конечно, цель надо ставить всегда, но все же не зря мы говорим: «обрати внимание». Поговорим теперь о воображении и фантазии. Воображение – психический процесс, присущий только людям. Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно: в виде записанных композитором нот, живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности – создания музыки, ее исполнения и восприятия – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность. Когда исполнитель начинает работу над музыкальным произведением, то основным средством в передаче образа оказывается его техническое мастерство. Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения. «Харарау». Образ этого произведения представлен на рисунке Сабины. Это образ целого произведения. Какой характер? Два слушателя, слушающие одно и то же произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разные образы. Например, когда я слушаю или играю «Старинный танец», то мне представляется такая картина: замок, бал, все люди красивые, в бальных платьях. В танце движения плавные, неторопливые. В заключение хочу еще раз сказать, что невозможно развивать какое-то одно психическое качество, они все взаимосвязаны, все важны. Спасибо за внимание. | |
Просмотров: 479 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|