Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДШИ
В течение всей профессиональной деятельности в качестве преподавателя по классу скрипки в школе искусств, мне приходилось наблюдать, какое большое влияние на музыкальное развитие учеников оказывала игра в ансамбле. Как отстающий, казалось уже безнадёжный ученик, именно в ансамбле раскрывался как музыкант. А работа руководителем ансамбля скрипачей окончательно убедила в правильности наблюдений и позволила сделать окончательный вывод в том, что коллективное музицирование обладает большими развивающими возможностями.
Игра в ансамбле предполагает не только умение исполнять музыку вместе, но также – чувствовать и творить вместе. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд необходимых музыкальных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает чувство нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха. Учащийся музыкальной школы, никогда не игравший в ансамбле, многого лишается, польза от этого рода занятий бесспорна.
Ритм – один из центральных элементов музыки. Действительно, что помогает ансамблистам играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек? Это ощущение метроритма. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой. Вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. Конечно, в ансамбле, могут быть исполнители, у которых по-разному развито чувство ритма. Поэтому, очень важно, чтобы в ансамбле были ритмически устойчивые исполнители. Тогда и остальные участники ансамбля начнут тянуться к более сильным в ритмическом отношении.
На уроках оркестра в начале этапа обучения, когда ученики ещё недостаточно владеют инструментом для исполнения каких-либо музыкальных произведений, и когда происходит выработка ряда игровых приемов и навыков, можно ограничиться простыми упражнениями для развития метроритмического чувства. Важнейший из этих навыков – воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Играя, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость держать свой ритм делает освоение различных ритмических фигур более органичным.
В процессе занятий ансамбля для развития основных музыкальных способностей ребёнка, очень полезно практиковать исполнение в унисон. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Здесь очень важно добиться от исполнителей синхронности звучания.
Обучение синхронной игре нужно начинать уже с первого, извлекаемого совместно, звука. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля, или, при наличии дирижера. Можно посоветовать ученикам для синхронного вступления одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры.
Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха. Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но, в то же время, испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха.
“В интересах развития гармонического слуха музыканта, – пишет Л. А. Баренбойм необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали”. Наиболее эффективным средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением.
Таким образом, и здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять аккомпанирующая группа инструментов.
Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребенок будет воспринимать полностью вертикаль. В последнее время появилось много ансамблей, которые сразу же приучают слух маленького ученика к достаточно непростым, для его уровня музыкального развития, гармониям.
Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчленено воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической фактуры. Поэтому музыкальная педагогика накопила значительное количество методических приемов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонией ускорить этот процесс. Наиболее действенным приемом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание полифонического произведения по голосам.
Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух еще и в связи с тем, что в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все ее составные элементы.
Особое значение в практике коллективного музицирования имеет чтение нот с листа. Эта сложная форма умственной деятельности, включающая в себя такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение. Очевидно, формирования у детей рациональной системы приемов, способствующих приобретению навыков свободной ориентировки в нотном тексте и быстрого чтения его, должно являться одним из непременных элементов содержания обучения в детском музыкальном коллективе. Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и качественное заучивание текста. Для достижения этой цели я использую на уроках небольшие конкурсы на лучшее прочтение партий с листа, выявляя победителей.
В итоге учащийся, посещающий уроки ансамбля, постепенно научится слушать музыку в целом и отдельные голоса, ориентироваться в звучании темы и сопровождения, исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения, бегло читать с листа, решать совместные творческие задачи.
Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого коллектива. От умелого подбора произведений руководителем зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть. Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе является их художественная и эстетическая ценность. Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару, – его доступность. Степень посильности репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных факторов плодотворного функционирования детского ансамбля, его роста и эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей. Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству.
Бесспорна и воспитательная функция ансамбля, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.
Совместное музицирование – игра в ансамбле – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащегося за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Занятия в ансамбле дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.
Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, коллективное музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.
Не оспаривая важности коллективного музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к коллективному музицированию как виду совместной деятельности.
Говоря о развитии коммуникативных способностей, невозможно не упомянуть о таком свойстве личности, как способность к общению.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации. Учет этих особенностей особенно актуален для преподавателя по классу скрипки, так как обучаться игре на этих инструментах приходят, в основном, девочки.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими людьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столь количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней для мальчиков значит больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержании статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. Застенчивость – самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Им приходится ограничивать себя в контактах, они постоянно тратят много времени впустую на переживание своих комплексов. В конечном итоге, возникают неврозы. Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов, учит определенной этике, позитивному общению, повышает самооценку.
Говоря о развитии коммуникативных способностей учащихся, невозможно не упомянуть о роли руководителя ансамблевого коллектива в развитии этих качеств.
Основная задача руководителя — это установление правильных взаимоотношений с воспринимающей аудиторией. Без способности к внешнему выражению своих мыслей и чувств довольно сложно. Что такое общение? Это способность найти подход к другим людям, способ коммуникации, информативное общение. Вся дирижёрская деятельность, весь репетиционный процесс предполагает системное взаимодействие руководителя и участников ансамбля — это непрерывное взаимное общение. От взаимоотношений, складывающихся между ними в процессе общения зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и неудовлетворённость общей работой.

Значение коллективного инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему коллективное музицирование входит во все программы дополнительного образования детей.
Увлечённость ансамблевым музицированием, возникшая дружба между учениками на почве общения в ансамбле, приводит к росту обще-музыкального развития учащихся и повышению интереса к музыкальным занятиям в целом. И, именно поэтому, коллективное музицирование является одной из наиболее эффективных форм воспитания и обучения детей, занимающихся игрой на различных музыкальных инструментах. Грамотное построение учебно-воспитательного процесса в ДШИ позволяет решить ряд задач – это, прежде всего, воспитание различных музыкальных качеств, а также формирование качеств личностных.

Литература:
1. Берлянчик М. "Основы воспитания начинающего скрипача"
2. Ляховицкая С. "Опыт воспитательной работы с коллективом"
3. Маневич Р. "В классе скрипичного ансамбля"
4. Л. Баренбойм " Музыкальная педагогика и исполнительство"
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Th4ertovka (2017-01-09) | Автор: Заболотная Яна E
Просмотров: 2019 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru