Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Робототехника как средство развития творческих способностей детей
Дамбовский М.В.,
педагог дополнительного образования,
КГКП «Станция юных техников г. Сарани»
В современном мире наблюдаются стремительные изменения во всем, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, изобретательству, самостоятельности принятия решений, инициативности.
Нас окружают различные автоматизированные механизмы, приборы, аппаратура. Почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. Поэтому важным является обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского опыта.
Основная цель образовательной робототехники – воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением.
В работе с детьми я использую, конструктор LEGO, который способствует в игровой форме получать максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. На занятиях дети делают первые шаги в изучении основ науки и техники, познакомятся с основными принципами конструирования, учатся задавать вопросы «А что, если…?», формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем записывают результаты и демонстрируют свои «открытия».
В работе с детьми я в первую очередь делаю акцент на развитие у детей индивидуальных технических способностей и исследовательской активности. В группе обучаются дети разных возрастов и разных способностей. Если один ребенок быстро справляется с поставленной задачей, то другому необходимо временя для ее реализации. Использование дифференцированного подхода на занятиях способствуют разделению обучающихся на группы по каким-либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее целесообразным при работе именно с этим, конкретным ребенком. Занятия выстраиваю в определенной последовательности: установление взаимосвязей-мотивация, конструирование, рефлексия и развитие. В начале занятия необходимо создать мотивационную ситуацию на дальнейшую работу ребенка в кружке. Использую слова поддержки и слова наставления: «Вы сможете сконструировать робота», «Я верю, что у вас получится». Данные слова мотивируют ребенка и дают ему поддержку в лице наставника. Затем начинается процесс конструирования - дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Процесс сборки прошел и самое время проводить научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе исследований дети получают «пищу для ума» – учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомиться с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Важным в работе с детьми являются совместные обсуждения, обоснования. Дети высказывали предположения, что попасть в цель с определенного расстояния бывает достаточно трудно. Определяли, насколько сложной задачей окажется конструирование и создание программы для созданного робота. Сначала дети высказывали предположения в конструировании робота и создании необходимых действий в программе, обосновывали свои предположения. Затем проводили испытания, воплощая свои идеи в реальность и в результате делали выводы.
В течение занятия, мои кружковцы, обдумывают, осмысливают проделанную работу, выступают в разных ролях: конструкторов-изобретателей, исследователей, наблюдающих за тем, какое влияние на поведение модели оказывает вновь созданные условия.
Все попытки детей объяснять результаты своих исследований, мною активно поощряются. В тех случаях, когда мнение одного ребенка не совпадает с мнением других кружковцев, стараюсь очень аккуратно, не подавляя право ребёнка на собственное мнение, найти истину путем практического поиска. Творческая активность детей и полученный ими опыт способствуют продолжению исследований. Дети экспериментируют, меняют свои модели, усовершенствуют их, а так же придумывали игры с новыми моделями. Осваивают для себя новые навыки, такие как проектирование и конструирование, учатся находить творческие решения, а занимаясь сборкой моделей не в одиночку, а в компании кружковцев, у детей развиваются коммуникативные навыки. Они учатся обмениваться идеями и работать в команде, что непременно пригодится им в жизни.
В образовательной деятельности педагогу важно создавать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, а также предоставлять огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: nasekina_t (2017-01-12) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 1834 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru