Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Дамбовский М.В., педагог дополнительного образования, КГКП «Станция юных техников г. Сарани» В современном мире наблюдаются стремительные изменения во всем, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, изобретательству, самостоятельности принятия решений, инициативности. Нас окружают различные автоматизированные механизмы, приборы, аппаратура. Почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным. Поэтому важным является обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского опыта. Основная цель образовательной робототехники – воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением. В работе с детьми я использую, конструктор LEGO, который способствует в игровой форме получать максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. На занятиях дети делают первые шаги в изучении основ науки и техники, познакомятся с основными принципами конструирования, учатся задавать вопросы «А что, если…?», формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем записывают результаты и демонстрируют свои «открытия». В работе с детьми я в первую очередь делаю акцент на развитие у детей индивидуальных технических способностей и исследовательской активности. В группе обучаются дети разных возрастов и разных способностей. Если один ребенок быстро справляется с поставленной задачей, то другому необходимо временя для ее реализации. Использование дифференцированного подхода на занятиях способствуют разделению обучающихся на группы по каким-либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее целесообразным при работе именно с этим, конкретным ребенком. Занятия выстраиваю в определенной последовательности: установление взаимосвязей-мотивация, конструирование, рефлексия и развитие. В начале занятия необходимо создать мотивационную ситуацию на дальнейшую работу ребенка в кружке. Использую слова поддержки и слова наставления: «Вы сможете сконструировать робота», «Я верю, что у вас получится». Данные слова мотивируют ребенка и дают ему поддержку в лице наставника. Затем начинается процесс конструирования - дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Процесс сборки прошел и самое время проводить научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе исследований дети получают «пищу для ума» – учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомиться с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Важным в работе с детьми являются совместные обсуждения, обоснования. Дети высказывали предположения, что попасть в цель с определенного расстояния бывает достаточно трудно. Определяли, насколько сложной задачей окажется конструирование и создание программы для созданного робота. Сначала дети высказывали предположения в конструировании робота и создании необходимых действий в программе, обосновывали свои предположения. Затем проводили испытания, воплощая свои идеи в реальность и в результате делали выводы. В течение занятия, мои кружковцы, обдумывают, осмысливают проделанную работу, выступают в разных ролях: конструкторов-изобретателей, исследователей, наблюдающих за тем, какое влияние на поведение модели оказывает вновь созданные условия. Все попытки детей объяснять результаты своих исследований, мною активно поощряются. В тех случаях, когда мнение одного ребенка не совпадает с мнением других кружковцев, стараюсь очень аккуратно, не подавляя право ребёнка на собственное мнение, найти истину путем практического поиска. Творческая активность детей и полученный ими опыт способствуют продолжению исследований. Дети экспериментируют, меняют свои модели, усовершенствуют их, а так же придумывали игры с новыми моделями. Осваивают для себя новые навыки, такие как проектирование и конструирование, учатся находить творческие решения, а занимаясь сборкой моделей не в одиночку, а в компании кружковцев, у детей развиваются коммуникативные навыки. Они учатся обмениваться идеями и работать в команде, что непременно пригодится им в жизни. В образовательной деятельности педагогу важно создавать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, а также предоставлять огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. | |
Просмотров: 1834 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|