Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения учащихся без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного педагога – не преподносить знания учащимся, а более практичная, приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Понятно, что всякое умение не приходит к ребенку без помощи педагога. Разумное сотрудничество педагога и обучающегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную ученику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности. Самостоятельная работа - это дидактическое средство обучения, с помощью которого преподаватель организует деятельность учащегося как на занятии, так и вне его. Внешне самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая включает учащихся в учебный процесс. Значение самостоятельной работы огромное. Она развивает мышление, воспитывает любознательность и познавательный интерес, вырабатывает необходимые умения и навыки, показывает сознательность усвоения материала, помогает развить кругозор, развивает речь, знакомит с историей развития техники, учит вдумчиво работать с источниками информации. Самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: воспитывает самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера. Самостоятельная работа воспитывает культуру умственного труда – умение рационально организовать учебу, спланировать ее во времени, оформить надлежащим образом. Кроме того, самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности за выполнение учебного задания, трудолюбие, настойчивость и упорство достижения цели. Таким образом, самостоятельная работа завершает задачи других видов учебной работы. Она расширяет и обогащает знания, умения и навыки, полученные на занятиях; является важной формой воспитания учащихся через предмет; развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля и самооценки, готовят учащихся к самообразованию. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому», то мы увидим, что в центре обучения стоит интерес. Сформировать интерес можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на занятии и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску занятия и т.п. Когда в процессе обучения учащийся поднимается от уровня «надо сделать» до «хочу сделать», т.е. от понимания необходимости труда к желанию его выполнять, создаются наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания. Занятия стараюсь строить так, чтобы обучающимся было всегда все интересно, понятно, чтобы они захотели получать новые знания, захотели научиться думать и работать самостоятельно, гордиться сделанной работой и захотели в данной деятельности самосовершенствоваться. Методы и приемы образовательной деятельности: - репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), -графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление), -метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), -проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей), - игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, конструкторы, соревнования, викторины), -наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература), -создание творческих работ для выставки, Наиболее распространенные формы обучения: индивидуальное обучение и коллективная работа в группах. Индивидуальное обучение я практикую через самостоятельную работу, которая протекает в темпе в зависимости от особенностей обучающихся. На моих занятиях обучающиеся работают под руководством педагога и самостоятельно. С теми учащимися, которые усваивают новое медленнее и труднее остальных или не могут самостоятельно выполнить работу сразу, я провожу дополнительный инструктаж или часть времени уделяю управлению процессом самостоятельной работы, которое осуществляется в процессе текущего занятия, когда каждому обучающемуся отводится примерно одинаковое время. В процессе этого занятия стараюсь подойти к каждому ученику, помогаю, даю советы, если нужно - похвалю, подбодрю. Обойдя всех и убедившись, что все работают, перехожу к индивидуальной помощи, в ходе которой определяю степень самостоятельности учащихся. В ходе занятия не забываю о том, что при самостоятельной работе все учащиеся работают в разном темпе и требуют помощи разной степени. Скорость выполнения задания зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Поэтому оправданно давать им задания разной степени сложности. Объем и сложность заданий при этом постепенно, от занятия к занятию, возрастают. Степень сложности задания определяется индивидуальными достижениями учащихся. Для меня, во время индивидуальной работы учащихся на занятии главным становится изучение их индивидуальных особенностей, умений и навыков. Понимая, что «дотянуть» всех до одинакового уровня невозможно, я стараюсь дать возможность каждому обучающемуся в меру его сил испособностей идти от одного уровня развития к более сложному. Вторая форма обучения - это коллективная работа в группах. Совместная деятельность учащихся порождает особую систему отношений в группе. Вместо «единичной» связи «педагог - кружковец», появляются многочисленные каналы коммуникаций в системе «учащиеся - учащиеся», в результате чего, во взаимодействие оказываются, втянуты все члены учебной группы. Определяющую роль в сплачивании коллектива учащихся играет соревнование, стимулирующее коллективную деятельность, формирующее у учащихся ревностное отношение к общему делу, целеустремленность и чувство товарищеской взаимопомощи. Одна из сторон самостоятельного мышления - сформированность привычки к самоконтролю и умение его проведения. Здесь учащемуся могут быть предложены различные рекомендации, они учат давать рецензию на ответ товарища, другие учат на занятии проверять решение каких либо задач по такой памятке: а) Верно ли сделан чертеж? в) Алгоритм выполнения детали или всей модели. г) Достаточно ли обоснованно решение, рационально ли оно? д) Видишь ли ты свои ошибки. Кто помог тебе в выполнении работы и чем? е) Ваша оценка работы ж) Работа по собственной инициативе. Еще одной из причин выбора такой темы самообразования - помочь педагогу (себе и другим) разгрузить свою занятость контролирующими операциями. Не секрет, что на занятиях очень много времени ребенок проводит в очереди к педагогу, чтобы он смог проверить очередной этап выполнения работы. Это отнимает много времени и у ребенка, у педагога. С самого начала учебного года стараюсь научить ребят осуществлять самостоятельно, то, что им под силу. Привлекаю к посильной помощи старших кружковцев. Например: 1.проверить правильность изготовления чертежа; 2.продавливание чертежа чертилкой; 3.изготовление колес; 4.работа с лобзиком, молотком и другими инструментами. 5.работа по инструкциям и технологическим картам Для четкой организации работы весь материал систематизирован, коробки подписаны. Кружковцы четко знают порядок работы, правила работы, ТБ. Большую ответственность чувствуют ребята, когда даю им задание помочь новенькому, все объяснить, проверить, как он справляется. Результаты взаимопроверки работ соседями по рабочему столу, более опытных кружковцев показывают, как внимательны могут быть дети, как замечают малейшую неточность. Высшим итогом обучения в кружке является способность ребят самостоятельно сделать чертеж модели, не используя мои заготовки, придумать и воплотить в жизнь собственную модель. К этому надо идти долго, и не у всех получается. Но шаги, приближающие нас к этой цели, и заключаются в умении самостоятельно начертить полоски к колесам (не все приходят и умеют работать линейкой), начертить круги для дисков циркулем нужного диаметра, сделать дно у автомобиля по размерам с помощью линейки, начертить чертежи, сначала более легкие, потом все сложнее. Для достижения этих целей мы работаем в тетрадях, изучаем инструменты, учимся простейшим навыкам черчения. К моей большой радости, есть такие дети, которые заканчивают мой кружок, обычно это 4-классники, и могут создать свои модели с «нуля» (идея, чертеж, воплощение). Одной из форм самоконтроля над качеством работы, выбора сложности работ являются внедрение мной листов обще учебных достижений учащихся, дневников, диагностических карт, анкет. За время работы над темой самообразования было много опробовано видов оценивания детей. По моему мнению, я нашла наиболее приемлемый. Эта работа занимает много времени, много средств, но итог видят как сами дети, так и их родители. Все могут посмотреть, какой уровень сложности выбирают обучающиеся, что получается у них лучше, хуже всего, на что обратить внимание. Многие родители на итоговых собраниях подчеркивают, что занятия в кружке помогают их детям при подготовке к предметам общеобразовательной школы, а также отмечают, что конструированием ребята занимаются не только на занятиях в кружке, но и продолжают изобретать дома. Именно в детском возрасте закладываются основные жизненные принципы, которые в будущем должны дать свои плоды и помочь молодому человеку вступить во взрослый мир с наименьшими потерями для себя. Таким образом, на педагоге лежит большая ответственность за судьбу нового поколения. Знания, добытые собственным трудом, во много раз ценнее, потому что они непросто остаются в голове, но и в большинстве своем смогут найти применение | |
Просмотров: 922 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|