Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Сценическое волнение учащихся класса эстрадного пения
КГКП «Тайынша балалар өнер мектебі»
КГКП «Тайыншинская детская школа искусств»

« Сценическое волнение учащихся класса эстрадного пения»


Выполнил(а)
Преподаватель ДШИ
Стрельникова Т.Б.

г. Тайынша
2016 г.

ВВЕДЕНИЕ
Успешное выступления на сцене артиста является результатом сочетания многих факторов, один из которых сценическое волнение. Этот аспект зависит от степени пред концертной психологической подготовки и способностью контролировать свое состояние во время выступления. Певец должен управлять своими эмоциями, не теряя контроль над своим голосом, телом, действиями.

Об этом писали выдающие мастера сцены: Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский и др. Очень часто психическое состояние певца является решающим фактором при пении. В связи с этим певцу необходимо иметь твердую психику, или меть в арсенале приемы психологической регуляции своего состояния. Действия по стабилизации и тренировки психического состояния, выработке способностей и навыков преодоления нервного перенапряжения перед важным выступлением является для будущих эстрадных певцов первоочередной задачей.
Цель: Поиск способов преодоления сценического волнения у учащихся класса эстрадного пения .
Задачи:
1. Охарактеризовать и дать определение понятию «сценическое волнение».
2. Проследить взаимосвязь типа темперамента и способов проявления сценического волнения в музыкальной психологии.
3. Провести анализ использования способов преодоления сценического волнения у учащихся класса эстрадного пения в практическом опыте педагога.
Зачастую преподаватели музыки дают ученикам рекомендации, исходя из своего личного опыта, и личных ощущений. В основном ученикам предлагается общий метод аутотренинга для всех, не учитывая индивидуальные черты личности. Многие рекомендации звучат как ультиматум: «Делай, так как говорю я!».
Большое количество советов по психологической подготовке певца к выступлению содержатся в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга и др.
Наибольшая часть научных разработок о природе и саморегуляции сценического состояния , составлена исполнителями-пианистами. В конечном итоге этот вопрос был изучен только с одной стороны. Варианты подавления неконтролируемых форм волнения одинаково интересуют всех музыкантов исполнителей. В связи с этим поставленная проблема необходима для изучения и обсуждения представителями всех музыкальных специальностей.

В течение обучения эстрадному пению, ученику необходимо выступать на различную аудиторию, при экзаменах, концертах, зачетах. В такие моменты главным аспектом является то, как ученик ведет себя на сцене, как себя ощущает на ней, и уровень его волнения.
Исходя из практики, нужно отметить, что волнение присуще всем. Однако, одни певцы могут его контролировать, и это дает им стимул для новых творческих свершений, а другие при неспособности совладать с волнением погружаются в депрессию, происходит оцепенение всего тела, включая и голосовой аппарат, и как результат это приводит к низкому звучанию, теряется дыхательная опора, наблюдается пассивная и без эмоциональная сценическая подача. В то же время у третьей группы наблюдается высокая возбудимость и суетливость, что в свою очередь соответственно мешает работе голосового аппарата, и вызывает интонационное повышение, гипер напряжение, переизбыток жестикуляции и мимики.
Как правило, любое волнение на сцене сводит на нет, всю работу с учеником в классе. Чаще всего говорят, что такие ученики не пригодны для исполнительской деятельности.
Волнение напрямую связано с индивидуальной структурой нервной системы, типом нервной деятельности. По результатам психологических исследований, первоначальные свойства нервной системы – в том числе волнение – подвергаются изменению и развитию вследствие специальной психофизической тренировки.

1. Необходимо сфокусировать внимание преподавателя на выявление особенностей личности ученика, выявить отрицательные и положительные черты психики, характера, воли, и его профессиональных достижений, умение держаться на сцене, профессиональной стойкости, и по результатам следует составить план индивидуальной работы.
Преподавателю следует воспитывать, развивать на уроках положительные черты, и ослабить отрицательные, помочь ученику сформировать высокую планку психологической устойчивости.
Постижение основных элементов позволяет контролировать эмоциональное состояние организма. Выступление на сцене – это эмоциональный обмен между исполнителем и зрителями, которое предполагает эмоциональное восприятие.
Эмоциями называются психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениям внешней окружающей среды и внутреннему миру (организма и психики) человека. Сценические эмоции повышают жизнедеятельность организма (радость, восторг и др.). Астенические – угнетают (печаль, досада). Отдельно выделяются эмоции настроения и чувства, которые сопровождаются сложными эмоциональными переживаниями.
Эмоции сводятся к трем измерениям: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение, 3) напряжение – разряжение (по К.В. Вундту).
Импульсы головного мозга, идущие к гортани с большой частотой (особенно на высоких нотах) требуют большой затраты нервной энергии и полной сосредоточенности. При положительных эмоциях результативность урока возрастает во много раз. Поэтому в классе вокала очень важна обстановка, в которой воспитывается ученик.
Спокойная обстановка, доброжелательность, оптимистичный настрой преподавателя, вселение вера в силы ученика, помогает намного быстрее достичь результата, чем поучение, монотонность, крик, передразнивание.
Исследуя проблему сценического волнения, педагоги – музыканты пришли к выводу, что большое значение имеет психофизиологическая конституция человека, тип его нервной системы. Волнение на всех людей действует по - разному. Один ученик ничего не боится, другой испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Вообще, бывают ученики, которые хорошо поют в классе, но многое утрачивают на выступлении. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, настраивается и поет значительно лучше, чем в классе. Многое зависит тут от типа нервной системы, умения настроить себя на успех, силы воли.
В спортивной среде бытует мнение, что успеха легче всего достигают люди, которые имеют сильный тип темперамента – флегматики, холерики, сангвиники. Те люди, которые обладают слабым типом нервной системы, и у которых нервная система обладает слабо выраженными возбудителями и тормозными процессами (меланхолики), не способны достичь высокого результата.
В музыке все немного иначе, здесь успеха могут достичь люди с любым типом темперамента. Даже человек с меланхолическим складом, при постоянном контроле и осознанной нацеленностью к преодолению отрицательных черт своей психики, сможет приспособиться к особенным условиям творческой работы. Тип темперамента не является определяющим маркером, данным человеку на всю жизнь.
Рассмотрим варианты исполнителей, с разными типами нервной системы.
Исполнители-флегматики. У них относительно небогатая шкала динамических оттенков, им часто недостаёт артистизма в исполнении; иногда они незаметно для себя замедляют темп. Чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычному композиторскому языку. Не проявляют инициативу в организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Работают методично, спокойно. Охотно опираются на ранее приобретённые исполнительские навыки. Менее других подвержены негативным формам эстрадного волнения.
Исполнители-холерики. Изучая произведения, им приходится прилагать усилия для достижения органического единства эмоционального и рационального начал. В исполнительской интерпретации ярко проявляется волевое начало. Пение холериков, как правило, отличается высоким артистизмом. Они стремятся петь ярко и выразительно. Часто испытывают трудности при ритмической организации музыкального материала: имеют склонность к ускорению темпа, сокращению пауз, недосчитыванию крупных длительностей. Тяжело переживают неудачи.
Исполнители-сангвиники. В некоторых случаях эмоциональное начало превалирует над рациональным, приходится обуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудом преодолевают своё нерабочее состояние. Сангвиники охотно ищут применение своим творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко.
Исполнители-меланхолики. Как правило, очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации. Часто недостаёт масштабности исполнения, артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.
Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека.
Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние.
Формы преодоления пред концертного волнения
1. Эмоциональная встряска (много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы)
3. Расслабление в тишине.
4. Концентрация внимания на предстоящем выступлении.
5. Размышления, не связанные с предстоящим концертом.
6. Перемещения в пространстве.
Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.
Работу по формированию у музыканта-исполнителя психологической устойчивости на сцене необходимо осуществлять с самого начала обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью и в дальнейшем обладает способностью к преодолению эстрадного волнения.
Педагог должен учитывать в своей педагогической работе общие закономерности нервной деятельности. Так, нервные клетки работают продуктивно только 15 минут (по Павлову И.П.), а далее они отключаются на несколько секунд, вызывая отдых в определенной группе мышц. Поэтому очень важно на уроке чередовать различные приемы, которые бы переключали внимание с одной группы мышц на другие. Это необходимо использовать в работе с детьми, которые не могут долго концентрировать свое внимание на одной установке.
Преодоление сценического волнения в музыкальной психологии
Для тех музыкантов, которым сложно сосредоточиться на задачах во время выступления, важно ощутить чувство нетерпения и желания начать петь. В случае если удалось в процессе работы над материалом и при подготовке к концерту выделить что - либо значимое, ценное, и интересное, тогда посторонние мысли уйдут сами собой.
Музыканта, которым не хватает уверенности в себе, и испытывающим страх перед ошибками, следует понять, что гораздо важнее то, что они сделали удачно, чем десяток случайных неудач. Они имеют права случайно допустить ошибку, но, ни в коем случае нельзя случайно добраться до вершины олимпа, здесь следует уяснить, что куда важнее ваши достижения, нежели ваши промахи.
Если хоть что-то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно простить многие «грехи», потому что творческие удачи — и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к публике. Понимание этих простых истин облегчает психологическую подготовку к предстоящему выступлению.
Музыканты, которые жалуются, что перед выходом на сцену теряют интерес к концерту, должны позаботиться о том, чтобы ощущение творческого подъёма, оптимальный уровень возбуждения возникли именно к началу выступления, и не раньше. Им очень важно расчётливо беречь свои физические и духовные силы, разумно чередовать творческую работу и отдых.
И, наконец, музыкантам, которые сетуют, что робеют в эмоциогенной обстановке концертного зала, рекомендуется особый приём психологической подготовки. Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника и в этом психологическом состоянии исполнить всю программуПриемы преодоления сценического волнения учеников в практике эстрадного отделения .
Исходя из перечисленных методов и приемов преодоления сценического волнения, следует привести примеры преодоления сценического волнения класса эстрадного вокала.
Рассмотрим методы преодоления сценического волнения на примерах работы с некоторыми учащимися эстрадного класса .
Девочка Руденко Анна 3 класс (5 лет обучения), 12 лет. Тип темперамента – меланхолик. Девочка легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, она мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания Аня не может сдерживать усилием воли, она отличается повышенной впечатлительностью, легко эмоционально ранима. Эти черты эмоциональной слабости сильно мешают как в работе на уроке, так и в исполнении произведений на сцене.
В первый год обучения Аня долго привыкала к педагогам, к специфике занятий и публичным выступлениям. Девочка эмоционально зажатая, медленно адаптировалась к непривычным условиям работы. Аня стеснялась петь даже на уроке, но старательно выполняла все, что ей задавалось в силу своих способностей. Способ преодоления сценического волнения — индивидуализация поиска репертуара. Но трудно было понять, нравится ли ей данное произведение вследствие низкого уровня общительности. У Ани есть дефект речи («р»), что является основанием для заниженной самооценки.
Второй год обучения. Способом раскрепощения служат движения во время исполнения песен. Подбираются подвижные произведения, ремиксовые обработки песен. Ане с большим трудом удавалось раскрепощено и весело исполнять песни. Работа осуществлялась в три этапа. Вначале – повторение движений за учителем и вместе с ним. На втором этапе самостоятельное выполнение движений – без педагога. Третий этап –выполнение движений самостоятельно в присутствии посторонних людей. Однако на сцене во время исполнения сценических движений у Ани чувствовалась эмоциональная зажатость, на лице что было очень заметно со стороны. Но она двигалась! И это было большое продвижение в ее эмоциональном раскрепощении.
Концертные выступления в ансамбле явились фактором повышения общительности, формирования навыков работы в коллективе. На основе этого мы делаем вывод о прямой зависимости между формами работы, количеством выступлений и уровнем психологической уверенности.
Третий год обучения. Способом преодоления сценического волнения служит разнохарактерный репертуар. Так например, в этом учебном году Аня разучивала и исполняла песню «Гололед» А. Зацепина. Это разножанровая песня, требующая эмоциональной раскрепощенности, зажигательных движений под музыку припева в стиле шейк, глубокого осознания песни и различной манеры исполнения). Надо сказать, что Аня с трудом, но справилась с поставленной задачей. Она научилась проявлять и показывать свои чувства, эмоции, что было видно во время сценического выступления. Аня тщательно проработала с педагогом все детали исполнения, даже одежду и декорации к песне. Она смогла сосредоточится на исполняемом произведении и не показала слушателям своего внутреннего волнения.
Галицкая Юлия , 3 класс (5 лет обучения), 12 лет. Тип темперамента – сангвиник. Живая, горячая девочка, с частой сменой настроения, впечатлительная, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг нее. Юля очень продуктивна в работе, когда ей интересно, и приходит от этого в сильное возбуждение. Но если работа, песня ей не интересна, она относится к ней безразлично, ей становится скучно.
Девочка с некоторой эмоциональной сдержанностью на сцене, на уроке же она совершенно не уравновешенная, проявляет чрезмерную энергию и общение, которые, приходится иногда сдерживать. Юля охотно ищет применение своим творческим силам, проявляет инициативу в организации своих выступлений, но ей быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сама выбрала. Это затрудняет работу над произведениями.
Способом преодоления сценического волнения послужил метод привыкания к условиям публичного выступления, выработки необходимых условий и навыков, который по-прежнему остается в числе наиболее актуальных и действенных. Юля выступает в ансамбле на различных концертах города и района. И чем больше таких публичных выступлений, тем легче ей выходить на сцену. Однако преодолеть сценическое волнение на сцене одной, без коллектива, ей не удается.
Юля страдает от нездоровых форм сценического волнения, потому что не может сосредоточиться на творческих задачах, она озабочена тем, к каким последствиям приведёт возможная ошибка, как она выглядят, какое впечатление производет на слушателей. Таким исполнителям полезно перед выходом на сцену внушить желание как можно скорее выступить перед публикой — «я хочу петь, потому что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!». Педагогу приходилось ставить ее выступление в первых номерах концерта.
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое Юлей во время выхода на сценическую площадку, сопровождается изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки». Педагог рекомендует для нее особый приём психологической подготовки. Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Разумеется, такие репетиции проводятся с Юлей уже после того, как сочинение надёжно выучено.
За прошлый год обучения у девочек заметно повысилась степень эмоциональной открытости, уверенность в себе. Важно тренировать в них устойчивость к тем психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности. Педагог должен воспитывать положительные черты характера и устранять отрицательные, формировать высокий уровень психологической направленности и устойчивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, мы можем определить некий комплекс причин появления сценического волнения:
1.Большая вероятность получить критическую оценку со стороны, является фактором повышения волнения и ухудшает моральное состояния исполнителя.
2. Повышенное чувство ответственности за выступление. В те моменты, когда волнение переходит рамки контроля, оно является неприятным аспектом для самого исполнителя, и несет за собой определенные потери на сцене.
3. Важен сценический костюм исполнителя, который может , положительно влиять на человека и прибавлять ему большей уверенности, так и вносить полный дискомфорт и только усиливать чувство паники, выводя из ощущения равновесия.
4. Необходимо привить чувство концентрации на исполняемом произведении.
5. Нужно отметить, что определяющим фактор может быть и любовь к сцене, к тому чувству эйфории и наслаждения от пребывания на ней, это как ни что иное помогает преодолеть чувство страха и волнения, и получить от выступления только самое лучшее.
6. Страх музыканта забыть. Очень часто волнение связано со страхом забыть текст на публике, но, как правило, одно порождает другое. Повышенное волнение чаще заставляет забывать текст ,чем действительные недоработки с ним.
7.Многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Сценическое волнение на всех действует по-разному.
8. Наиболее общим приемом при подготовке к концерту является добросовестность, кропотливая предварительная работа, при которой исполнитель выполняет все элементы, несмотря ни на какие физические и духовные обстоятельства.
9. Одной из важных задач при подготовки исполнителя к концерту, является его психологическая подготовка. Этот аспект не является не решаемым, как принято считать. На самом деле, достаточно просто хорошо разбираться в индивидуальных психических особенностях ученика, и при индивидуальном подходе учитывая особенности реакции организма, подобрать приемы воздействия.
10. Страх ошибиться публично. В связи с этим, как отмечают музыканты-практики, важно четко выстроить программу выступления. Ощущение того, что все выполнено на высшем уровне и максимально качественно, дает успокаивающий эффект, и снижает уровень волнения.
11. Самым действенным способом побороть сценическое волнение, до сих пор остается метод привыкания, и накапливания опыта с выработкой необходимых условий и навыков.
Стоит отметить, что публичные выступления необходимы на всех этапах обучения. Это позволяет закалить певца, подвигнуть к самостоятельной работе, выявить пробелы в занятиях в классе, помогает преодолевать концертный стресс, и способствует творческой реализации.
Формы преодоления сценического волнения:
Удобный диапазон
Использование движения
Репертуар
Выступления в ансамбле
Частота выступлений
Предконцерная психологическая подготовка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с.
2. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.
3 Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилита-ционного центра. – Тюмень: «Вектор-Бук», 2000. – 152 с.
10. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович — М.: 1988. – 247 с.
12. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996. – 141 с.
13. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева – М.: Мысль, 1978. – 263 с.
14 Каган М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) / М.С. Каган – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. – 275 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштей. // Избранные философско-психологические труды. – М.: 1977. – С. 173-175.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
17 Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии, 1984. – № 4. С. 43.
18. Немов Р.С. Психология. В З-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – С. 95-98.С. 124.
19. Климов Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. – М.: Физкультура и спорт ЮНИТИ, 1977. — С. 78.
20. К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. – 166 с.
22. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. – М.:
Просвещение, 1985. С. 218 – 219. 222 с.
24. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
25. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и
практику обучения//Психолого-педагогические проблемы повышения квали-
фикации работников образования. Межвуз. науч. труд Вып.3 в 2-х ч, Ч1
М., 1994г. С.36-41.
29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения М., Просвещение, 1990г.
31. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью К., 1987г.
32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека. М.,94г.
33. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: 1984. — 152 с.
35. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога / М.: Просвещение, 1987, — 265 с.
36. Сашинский С.И. Пианист и его работа / С.И. Сашинский. – М.: Советский композитор, 1961. – 220 с.
37. Вундт К.В. Теория эмоций /
38. Павлов И.П. Физиология ценрральной нервной системы / И.П. Павлов. Изд. Академии наук СССР, 1951. – 392 с.
39. Родионов А.В. Подросток и наркотики. Выявления факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними / А.В. Родионов Изд: Академия Развития, 2004. – 192 с.
42. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
43. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 136 с.
44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 280 с.
45. Наумов Л.Н.Сценическое волнение [электронный ресурс] / Л. Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.ru
46. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: dima_g_88 (2017-02-08) | Автор: Стрельникова Татьяна Борисовна E
Просмотров: 850 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru