Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Творческий отчёт на тему: «Проблемные вопросы репертуара детских хоровых коллективов» Как часто приходится отвечать на пустые, бездумно-бессмысленные вопросы – а зачем нам вообще хоровые занятия, коль скоро это выходит за рамки наших традиций? Как не странно, чаще всего, этот вопрос задают люди, постоянно твердящие о приобщении народа к общемировым ценностям. Правда, вряд ли они задумываются над тем, чем эти ценности в реальности представлены. А ведь это целый мир - Terraincognita - который так же интересно познавать, как и тайны мироздания. Впрочем, это общий вопрос, - есть и нечто более узкое и целенаправленное. Необходимость занятий хорового класса обусловлена, прежде всего, задачами воспитания в школьниках чувства сопричастности, коллективизма в решении творческих задач. Безусловно, это можно отнести и к групповым занятиям по физическому воспитанию и к занятиям вообще. Но, на музыкальных предметах (и на уроках литературы) стоят задачи, более тонкого, эстетического, культурного уровня. Здесь формируется художественный вкус детей, умение выражать себя в творческом плане. И здесь прививается понимание и любовь к культурному наследию мировой истории. В современной педагогике музыкального образования явно просматривается ряд проблем, которые обращают на себя внимание. Прежде всего, это касается вопроса репертуара. Если, сравнительно недавно, - еще два – три десятилетия назад, этот тема не поднималась, поскольку музыкальный мир был, в буквальном смысле слова, «набит» самой разнообразной детской тематикой, то сегодня композиторы, в основном движимые конъектурными интересами, предпочитают писать шлягеры для взрослого населения. Но, если в России, пока еще можно опираться на материал прежних времен, поскольку там этот багаж неимоверно обширней и там целая плеяда композиторов специализировалась в основном на детском репертуаре, то здесь, в Казахстане, таких композиторов - как в прошлом, так и в настоящем, можно пересчитать по пальцам. У каждого из них свой творческий почерк, который, как штамп, просматривается практически в каждой песне. Это бы не обращало на себя внимание, если бы было из чего выбирать. Увы… но и это - только полбеды. Вполне понятно желание авторов «засветиться» на патриотической волне, но именно эта волна сплошных Туган-жеров, практически не отличающихся друг от друга - как по тексту, так и по музыке, - обесценивает саму идею, превращая её в сухую букву протокола. Спели и ладно… Главное – дань отдать. Не интересно, но, что важнее - отсутствует воспитывающая составляющая. Однако, это, можно сказать, внешняя проблема. Но, внутри её, существуют ряд более серьёзных технических параметров. И, в частности, - вопрос музыкальной грамотности представляемого материала. Зачастую, приходиться отказываться от песни, потому что, если даже она подходит вам по тематике и другим параметрам – она не исполнима детским коллективом, потому что написана без учета возможностей детского голоса. Безусловно, существуют и профессиональные коллективы, способные исполнять произведения повышенной сложности, но что делать руководителям хоров общеобразовательных школ сталкивающихся с этой проблемой? Так, существуют учебные заведения со своей спецификой - школы общеобразовательные, школы с обучением на казахском языке, школы эстетического воспитания. Соответственно, у каждой из них есть вопросы, которые в общем - то можно решать. Но что делать с общей проблемой - сокращением вариативных часов(в общеобразовательных школах), что ведёт к сокращению времени на дополнительное образование. А второй общей проблемой является отсутствие концертмейстеров, что, в свою очередь, заставляет обращаться к поискам в интернете «минусовок», не отличающихся разнообразием. Немалой проблемой для школ с обучением на казахском языке является и то, что, как таковое, хоровое пение нетрадиционно для народности, и, соответственно, необходимого для работы материала удручающе мало и, тем более в интернете. Приходиться взывать к помощи аранжировщиков, поскольку педагоги, ведущие класс, как правило, не обладают навыками обработки музыкального материала. К примеру, можно привести произведения, предназначенные либо для профессионального смешанного хора «Г.Жубанова - «Жалгыз имен», либо только для голоса - «Заманай» Т.Мухамеджанова. Оба произведения по своему глубокому содержанию приобретают еще большую значимость в исполнение детскими коллективами. Увы, таковых удручающе мало. Интересным моментом в казахской хоровой музыке является обращение к обр инструментальных произведений - кюев («Қос алқа», «Айжан қыз»). Но и это явление, в силу технической сложности исходного материала, единичное. Часто, и даже как –то уж обычно, возникает вопрос о тональности произведений. Как правило, композиторы при создании песни используют ту тональность, в котором им удобнее работать на сопровождающем инструменте (ф-но, баян, домбра). Мало, кто из них задумывается о том - могут ли в предлагаемой тональности дети исполнить их сочинения. Нам скажут - существует же способ транспонирования! Однако, практика показывает, что, во – первых – у школьных концертмейстеров нет навыков транспонирования аккомпанемента, и, во вторых - встречается такой материал, который при транспонировании вообще исключает возможность исполнения. Вокальная зона «забивается» сопровождением, которое, практически, необходимо писать заново, если приходится транспонировать произведение более чем на терцию вверх, или вниз. И таких тонкостей в работе с произведениями композиторов немало. В «рамках» же общеобразовательных школ, исходя из возможностей контингента учащихся, решать их не всегда представляется возможным. В таких случаях, приходится обращаться к авторам с просьбой, откорректировать материал или дать согласие на самостоятельную правку нот. Мухамеджанова Г.С. | |
Просмотров: 546 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|