Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Инновационный менеджмент как основа повышения качества управления в контексте системного обновления содержания дополнительного образования Керибаев Т.С., директор школы технического творчества, г.Костанай Современное дополнительное образование детей находиться в процессе динамических изменений. Меняется система взаимодействия всех участников образовательного процесса, а это требует от педагогов, и в первую очередь, от руководителей осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое виденье системы управления образовательным учреждением с точки зрения его эффективности, инновационности и конкурентоспособности. В нашей школе технического творчества, как и в целом в системе дополнительного образования, идет становление на путь системного инновирования, реализации приоритетных направлений развития Республики Казахстан в соответствии с социальным заказом родителей и социума, при этом единственно возможной формой современного управления становится инновационный менеджмент. Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития, и позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект), обеспечивая творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога. Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: - разработку и осуществление единой инновационной политики; - определение системы стратегий, проектов, программ; - ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; - подготовку и обучение педагогов; - формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Управление инновационным процессом в контексте целостного развития учреждения дополнительного образования должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты: • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности; • работу с обучающимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; • совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов; • осуществление связей с окружающей образовательное учреждение средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов; • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности. На сегодняшний день, применяя основы инновационного менеджмента в управлении нашей школой, мы столкнулись с противоречивостью и разнонаправленностью инновационных процессов. В реальных условиях управления для повышения его качественности возникает необходимость упорядочивания этого процесса. В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий: - разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы; - определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды; - разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса; - подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе; - обновление структуры внутреннего управления; - создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; - обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; - внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций; - реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; - осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; - внедрение методики экспертизы инноваций; - разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности; - внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в учреждении; - введение дополнительных образовательных услуг. Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации. Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в системе дополнительного образования инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс того или иного учреждения. К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.). В управленческой практике нашей школы технического творчества для вовлечения педагогов в инновационную деятельность используются хорошо известные нам методы и приемы, такие как повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогов на уровне города и области; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Однако, для того, чтобы обеспечить творческое развитие, как личности воспитанника, так и личности педагога мы используем и специальные методы и приемы, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации). В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность, на наш взгляд, доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры. Результатом инновационной деятельности в нашей школе за 2014-2015 учебный год можно считать конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной политике. Так, за этот период времени успешно внедрено новое техническое направление «Робототехника». Любое нововведение – это трудности не только связанные с материально-технической оснащенностью и поиском дополнительных ресурсов для их реализации, но и подготовкой педагогических кадров к принятию этих изменений. Надо сказать, что именно правильно выстроенная управленческая политика, основанная на методах выявления мнений, оценки, аргументации, прогнозирования, позволила в кратчайшие сроки подготовить необходимую исследовательскую группу из числа педагогов нашей школы, которые стали активными продвиженцами этого направления, разработчиками образовательной программы данного курса. Программа успешно внедрена, созданная материально-техническая база, а также верно продуманные методы мотивации позволили нашим педагогам и обучающимся за такой короткий период добиться видимых результатов на этом поприще: три призовых места в Первой открытой областной олимпиаде по робототехнике, которая состоялась в марте 2015 года на базе Филиала Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Костаная», участие наших ребят в июне 2015 года в сетевом турнире по робототехнике в названном филиале среди Назарбаев Интеллектуальных школ Республики Казахстан. Регулирование в процессе управления учебно-воспитательной деятельности социально-психологического климата в коллективе, стимулирование, создание креативного поля позволили по итогам 2014-2015 года завоевать нашим обучающимся 42 призовых места в соревнованиях, слетах, выставках, проектах, 12 из которых Международного и Республиканского уровней. Это лишь доказывает, что инновационный менеджмент в управлении нашей школой действительно способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса и создает необходимые условия для обеспечения творческого развития личности ребенка, дает возможность педагогам исследовать, доказывать, принимать и внедрять новое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность посредством использования приемов и методов инновационного менеджмента в учреждениях дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждения, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг. | |
Просмотров: 886 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|