Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демешко Ю.Н.

школа искусств «Жас Дарын»

Воспитание подрастающего поколения рассматривается как одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества, составляющая фундаментальную основу государственной политики. Последние серьезные перемены в жизни общества не могли не отразиться на сфере дополнительного образования.
Являясь ключевой фигурой в достижении целей дополнительного образования, преподаватель наряду с образовательной функцией реализует функцию развития творческих способностей учащихся. Это означает, что он должен быть не только широко образованным, обладать высокой культурой, но и способностью использовать накопленные знания для самостоятельного изучения новых явлений искусства и культуры, продуцировать новые идеи, проявлять гибкость, нешаблонность мышления, стремиться к собственному творческому совершенствованию. В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся [1]. Организации дополнительного образования создают все условия для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формированию гражданского самосознания.
Одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс.
Термин «компетентность» (competentia), отражающий современные требования к результату образования, пришел из западной педагогической мысли и неразрывно связан с философией успеха, именно успешная профессиональная деятельность является сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования. В педагогической науке имеется целый спектр понятия «компетентность», в частности, Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [3, с. 161]. В словаре Ожегова компетентность определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области [7].
В исследованиях Э.Ф.Зеера, Д.А.Иванова, А.В.Хуторского и др. рассмотрены сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь ведущих конструктов данного подхода; в работах А.К.Марковой, В.А.Сластенина, А.В.Щербакова рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности; Л.М.Митиной -педагогической компетентности и др.
Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность рассматривается как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [5, с.12].
В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.
Акмеологический подход к исследуемой проблеме дает возможность прежде всего по-новому осмыслить понимание сущности профессиональной компетентности, которая не ограничена узкой специализацией, а позволяет преподавателю ориентироваться в широком круге вопросов, обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, потребность в активном саморазвитии, продуктивной реализации творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности и достижении «акме» профессионального развития. С позиций акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.Л. Никифоров) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4].
Теоретико–методологические основы исследования теории акмеологического подхода заложили А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.Н. Тарасова, С.Н. Толстов, Б. Ананьев, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др.
Акмеология (akme - вершина), имея, своим объектом профессиональную деятельность рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерностей и фактов совершенствования и достижения профессионального мастерства в различных областях профессиональной деятельности [4, с.4]. Главным критерием развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является переход на более высокий уровень компетентности (приближение к высшей точке профессионализма «акме») с целью соответствия требованиям и запросам современного общества (табл. 1).

Таблица 1.
Уровни развития профессиональной компетентности преподавателей
Уровни компетентности Статус Характеристика
Высокий (творческий уровень), «акме» Преподаватель, работающий творчески обеспечивает гибкое использование имеющихся знаний и умений для решения сложных психолого-педагогических проблем, инновационную активность, которая проявляется в поиске и творческом использовании новых образовательных технологий, в авторских разработках, в изучении смежных наук и новаторского опыта, наивысших достижениях педагога
Средний (компетентный, продвинутый) уровень Преподаватель с установившимся стилем работы преподаватель стремится освоить современные способы преподавания, эффективные приемы психологического влияния на студентов, натренировать недостающие качества, для чего занимается постоянным профессиональным самообразованием и самовоспитанием
Низкий (нормативно-адаптивный, обязательный) уровень Преподаватель, требующий внимания администрации характеризуется выполнением деятельности на основе нормативных предписаний, по освоенному образцу, с ориентацией на внешнюю сторону труда, на его технологию, но пока еще не на психологические аспекты и личностные смыслы

Акмеологический подход становится необходимым условием, интегрирующим достоинства традиционных подходов в образовании и усиливающим фундаментальность их методов, что помогает педагогу в осознании и достижении основных целей своего профессионального развития. Данный подход:
определяет путь движения к индивидуальности;
изучает человека как целостный феномен с учётом его включённости во все реальные связи и отношения;
ориентирует на достижение жизненной вершины, расцвета, совершенства, то есть на раскрытие полноты всех качеств человека.
Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я. Акмеологические психотехнологии направлены на развитие шести технологических составляющих профессиональной деятельности: коммуникативный, организаторский, мотивировочный, конструктивный, гностический, проектировочный [6].
В таблице 2 представлен перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов.
Таблица 2
Перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов
Перечень акмеологических технологий Структура акмеологических технологий
игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования) цель и задачи технологии
технологии психоконсультирования методологическая основа
тренинговые технологии принципы разработки
технологии развивающего обучения условия технологического процесса
технология личностно-ориентированного обучения анализ конкретной ситуации
метод проектов характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия
этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели
способы прогнозирования результатов
внедрение

К примеру, в содержание научно-методической работы в школе искусств, можно включить серию обучающих занятий: лекций, семинаров, тренингов. Максимальный упор здесь должен делаться на самостоятельную познавательную деятельность преподавателей. Поэтому основными формами проведения занятий могут стать «инновационная» лекция, включающая серию интеллектуальных заданий, развивающих мышление преподавателей, и психолого-педагогический практикум со специальными акмеологическими упражнениями и элементами тренинга.
На основе применения методологии акмеологического подхода на базе школы также возможно осуществить мероприятия, включающие:
• разработку и реализацию персональных программ повышения профессионально – педагогической компетентности;
• проведение самоанализа профессиональной деятельности;
• проведение активных педагогических форм (педагогические советы, научно – методические советы, семинары, круглые столы);
• оказание помощи преподавателям в становлении и развитии индивидуального стиля педагогической деятельности;
• введение действенной системы стимулирования педагогов школы по результатам профессионально – педагогической деятельности и др.
Таким образом, интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования. С использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов в управлении учреждением дополнительного образования можно решить проблему развития профессиональной компетентности преподавателей, а вместе с ней, соответственно, и качества дополнительного образования.
Не случайно в сентябре текущего года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев поручил Министерству образования и науки республики внедрить в программу обучения в высших учебных заведениях, начиная с 2013–2014 учебного года новую дисциплину - акмеологию как методику достижения личного успеха и социализации личности [8].

Библиографический список

1. Закон РК «Об Образовании» от 27.07.2007 г.
2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Астана,16 ноября 2009г
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
4. Акмеология [текст]: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 681с
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.
6. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996 г. - 428 с.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус.яз., 1984. – 797 с
8. Методику достижения личного успеха призвал преподавать в вузах Президент РК / Новости-Казахстан от 14/09/2012 [Электронный ресурс] / http://www.newskaz.ru
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Юлия6250 (2017-05-24)
Просмотров: 940 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru