Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Демешко Ю.Н. школа искусств «Жас Дарын» Воспитание подрастающего поколения рассматривается как одна из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества, составляющая фундаментальную основу государственной политики. Последние серьезные перемены в жизни общества не могли не отразиться на сфере дополнительного образования. Являясь ключевой фигурой в достижении целей дополнительного образования, преподаватель наряду с образовательной функцией реализует функцию развития творческих способностей учащихся. Это означает, что он должен быть не только широко образованным, обладать высокой культурой, но и способностью использовать накопленные знания для самостоятельного изучения новых явлений искусства и культуры, продуцировать новые идеи, проявлять гибкость, нешаблонность мышления, стремиться к собственному творческому совершенствованию. В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся [1]. Организации дополнительного образования создают все условия для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формированию гражданского самосознания. Одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс. Термин «компетентность» (competentia), отражающий современные требования к результату образования, пришел из западной педагогической мысли и неразрывно связан с философией успеха, именно успешная профессиональная деятельность является сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования. В педагогической науке имеется целый спектр понятия «компетентность», в частности, Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [3, с. 161]. В словаре Ожегова компетентность определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области [7]. В исследованиях Э.Ф.Зеера, Д.А.Иванова, А.В.Хуторского и др. рассмотрены сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь ведущих конструктов данного подхода; в работах А.К.Марковой, В.А.Сластенина, А.В.Щербакова рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности; Л.М.Митиной -педагогической компетентности и др. Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность рассматривается как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [5, с.12]. В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов. Акмеологический подход к исследуемой проблеме дает возможность прежде всего по-новому осмыслить понимание сущности профессиональной компетентности, которая не ограничена узкой специализацией, а позволяет преподавателю ориентироваться в широком круге вопросов, обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, потребность в активном саморазвитии, продуктивной реализации творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности и достижении «акме» профессионального развития. С позиций акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.И. Донцов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.Л. Никифоров) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4]. Теоретико–методологические основы исследования теории акмеологического подхода заложили А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.Н. Тарасова, С.Н. Толстов, Б. Ананьев, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. Акмеология (akme - вершина), имея, своим объектом профессиональную деятельность рассматривает и изучает ее с точки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерностей и фактов совершенствования и достижения профессионального мастерства в различных областях профессиональной деятельности [4, с.4]. Главным критерием развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является переход на более высокий уровень компетентности (приближение к высшей точке профессионализма «акме») с целью соответствия требованиям и запросам современного общества (табл. 1). Таблица 1. Уровни развития профессиональной компетентности преподавателей Уровни компетентности Статус Характеристика Высокий (творческий уровень), «акме» Преподаватель, работающий творчески обеспечивает гибкое использование имеющихся знаний и умений для решения сложных психолого-педагогических проблем, инновационную активность, которая проявляется в поиске и творческом использовании новых образовательных технологий, в авторских разработках, в изучении смежных наук и новаторского опыта, наивысших достижениях педагога Средний (компетентный, продвинутый) уровень Преподаватель с установившимся стилем работы преподаватель стремится освоить современные способы преподавания, эффективные приемы психологического влияния на студентов, натренировать недостающие качества, для чего занимается постоянным профессиональным самообразованием и самовоспитанием Низкий (нормативно-адаптивный, обязательный) уровень Преподаватель, требующий внимания администрации характеризуется выполнением деятельности на основе нормативных предписаний, по освоенному образцу, с ориентацией на внешнюю сторону труда, на его технологию, но пока еще не на психологические аспекты и личностные смыслы Акмеологический подход становится необходимым условием, интегрирующим достоинства традиционных подходов в образовании и усиливающим фундаментальность их методов, что помогает педагогу в осознании и достижении основных целей своего профессионального развития. Данный подход: определяет путь движения к индивидуальности; изучает человека как целостный феномен с учётом его включённости во все реальные связи и отношения; ориентирует на достижение жизненной вершины, расцвета, совершенства, то есть на раскрытие полноты всех качеств человека. Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я. Акмеологические психотехнологии направлены на развитие шести технологических составляющих профессиональной деятельности: коммуникативный, организаторский, мотивировочный, конструктивный, гностический, проектировочный [6]. В таблице 2 представлен перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов. Таблица 2 Перечень и структура акмеологических технологий, применяемых при профессиональной подготовке педагогов Перечень акмеологических технологий Структура акмеологических технологий игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования) цель и задачи технологии технологии психоконсультирования методологическая основа тренинговые технологии принципы разработки технологии развивающего обучения условия технологического процесса технология личностно-ориентированного обучения анализ конкретной ситуации метод проектов характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели способы прогнозирования результатов внедрение К примеру, в содержание научно-методической работы в школе искусств, можно включить серию обучающих занятий: лекций, семинаров, тренингов. Максимальный упор здесь должен делаться на самостоятельную познавательную деятельность преподавателей. Поэтому основными формами проведения занятий могут стать «инновационная» лекция, включающая серию интеллектуальных заданий, развивающих мышление преподавателей, и психолого-педагогический практикум со специальными акмеологическими упражнениями и элементами тренинга. На основе применения методологии акмеологического подхода на базе школы также возможно осуществить мероприятия, включающие: • разработку и реализацию персональных программ повышения профессионально – педагогической компетентности; • проведение самоанализа профессиональной деятельности; • проведение активных педагогических форм (педагогические советы, научно – методические советы, семинары, круглые столы); • оказание помощи преподавателям в становлении и развитии индивидуального стиля педагогической деятельности; • введение действенной системы стимулирования педагогов школы по результатам профессионально – педагогической деятельности и др. Таким образом, интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования. С использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов в управлении учреждением дополнительного образования можно решить проблему развития профессиональной компетентности преподавателей, а вместе с ней, соответственно, и качества дополнительного образования. Не случайно в сентябре текущего года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев поручил Министерству образования и науки республики внедрить в программу обучения в высших учебных заведениях, начиная с 2013–2014 учебного года новую дисциплину - акмеологию как методику достижения личного успеха и социализации личности [8]. Библиографический список 1. Закон РК «Об Образовании» от 27.07.2007 г. 2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Астана,16 ноября 2009г 3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с. 4. Акмеология [текст]: учебник / под ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 681с 5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г. 6. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии М.: Технологическая школа бизнеса, 1996 г. - 428 с. 7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус.яз., 1984. – 797 с 8. Методику достижения личного успеха призвал преподавать в вузах Президент РК / Новости-Казахстан от 14/09/2012 [Электронный ресурс] / http://www.newskaz.ru | |
Просмотров: 940 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|