Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
«Коллеги» - педагогический журнал Казахстана Рождение фортепиано Методическая разработка классного часа Автор: Н.В.Сапожникова, преподаватель фортепиано, школа искусств «Өркен» г. Сергеевка, 2017 год ОГЛАВЛЕНИЕ Аннотация…………………………………………………………………………3 Введение…………………………………………………………………………...4 Основная часть…………………………………………………………………….5 Заключение………………………………………………………………………...9 Список литературы………………………………………………………………10 АННОТАЦИЯ В образовательном процессе перед педагогом фортепиано ставится много целей и задач. Наряду с развитием у учащихся знаний, умений и навыков, предусмотренных фортепианной программой школы искусств, педагог озадачен также воспитанием нравственно-эстетических качеств у детей, расширением их кругозора и творческой компетенции. Наиболее подходящая форма урока для воспитания этих качеств - классный час. Проведенный в виде беседы, с наглядным материалом «презентации», классный час комплексно дополнит образовательный материал, преподносимый педагогом в рамках семилетней программы пианистов. Тема рождения фортепиано является актуальной среди пианистов, так как учащийся фортепианного отделения должен знать историю появления на свет его любимого инструмента. В разработке урока «Рождение фортепиано» материал преподносится поэтапно: начиная с общества древних людей, когда был изобретен оружие-лук, и появились первые струны; и, заканчивая эпохой барокко, когда Б. Кристофори изобрел молоточковое фортепиано – pianoforte. Материал красочно иллюстрирован, что позволяет даже самым рассеянным детям влиться в урок и активно участвовать в нем. Урок рассчитан на разновозрастных учащихся, кроме самых маленьких. От 7 до 15 лет. Можно разделить возрастные группы. Тогда в работе со старшей группой, можно употреблять больше профессиональной терминологии и конкретизации в обсуждаемых фактах. ВВЕДЕНИЕ В педагогической практике мало уделяется внимания строению фортепиано, истории его появления, истории его предшественников. Теоретическая база необходима для полноценного образования пианистов. Любую, даже самую банальную и популярную тему, можно преподнести по-разному, с индивидуальным педагогическим подходом. Новизна данной работы в том, что материал преподносится не выборочно, а в комплексном рассмотрении истории возникновения фортепиано. Теоретический материал выстроен с самого начала, с учащимися обсуждаются все исторические факты, участвующие в развитии фортепиано. Также, затрагиваются исторические эпохи с их особенностями в разных сферах деятельности людей. Новизна урока также проявляется в использовании профессиональной терминологии. Уникальностью данной разработки можно считать индивидуальный творческий подход педагога в раскрытии темы, индивидуальный оформительский опыт. Тема рождения фортепиано, несомненно, является актуальной в кругу юных пианистов. Любознательность свойственна детям, они хотят все знать. Вполне естественен интерес к истории фортепиано, так как ежедневное общение с инструментом подталкивает детей познакомиться с ним лучше и больше о нем узнать. В педагогическом процессе первостепенна теория. За теорией следует практика, как закономерность познавательного процесса. Если дети знают особенности строения инструмента, то на уроке фортепиано они используют полученные знания, легче осваивают приемы различного туше, красок педалей. Они легко представляют тембры предшественников фортепиано, знают особенности их строения, а значит, легче осваивают старинную музыку, более осмысленно могут передать содержание пьес. При выборе темы я руководствовалась ее важностью, в первую очередь. Развивающий и познавательный классный час призван помочь решить главную педагогическую проблему - воспитать грамотных музыкантов. Невозможно учить детей фортепианному искусству без детального рассмотрения механики инструмента, без истории самого инструмента. Цель урока: Расширение кругозора учащихся-пианистов, воспитание профильной компетентности Задачи: 1. Рассмотреть этапы развития струнных и струнно-клавишных инструментов, предшественников фортепиано; 2. Определить составляющие части механики фортепиано; 3. Познакомить учащихся с профессиональной терминологией; 4. Найти структурную связь между фортепиано и другими клавишными инструментами; 5. Определить преимущества фортепиано в сравнении с его предшественниками Условиями осуществления данной методической разработки является наличие просторного кабинета-аудитории и интерактивного оборудования. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Педагог: Добрый день! Сегодня я расскажу вам интересную историю о том, как появился на свет наш любимый инструмент – фортепиано. Тема нашего занятия так и называется: «Рождение фортепиано». Урок будет проходить в форме беседы, поэтому, прошу всех, активно участвовать, дополнять, задавать вопросы и отвечать на них. То есть, будем беседовать. Когда-то давным-давно, когда на нашей планете не было еще ни одной человеческой цивилизации, жили древние люди. Они добывали себе еду и одежду охотой на животных и птиц. Для этого людям нужно было оружие. Люди придумали эффективное оружие – лук, который состоял из упругой палки-дуги и натянутой к ее обоим концам, тетивы, которая представляла собой жилу животного. Натягивая тетиву, древний человек отпускал стрелу, и она летела очень далеко, поражая свою цель. Момент спуска стрелы сопровождался интересным гулом, похожим на звук, который получался от вибрации тетивы. Этот звук заинтересовал древнего человека. Звуки, издаваемые тетивой лука, смогли удовлетворить примитивнейшие музыкальные потребности древних людей, и они начали использовать лук в качестве музыкального инструмента. Так появился первый струнный музыкальный инструмент. В дальнейшем, человек случайно обнаружил, что прикрепленная к древку лука дощечка или скорлупа ореха – усиливает звук. Так был изобретен первый резонатор, без которого не обходится ни один современный струнный музыкальный инструмент. Древние люди заметили, что, если привязать на палку-лук две или более струн, то они издают разные звуки. Чем короче струна, тем выше она звучит. На палку натягивали столько струн, сколько звуков требовалось извлечь. Способа укорачивания струны для получения другого звука (прижатие струны к грифу, как на гитаре) древние люди еще не знали. Так появилась первая арфа (около 5 тысяч лет до нашей эры). Посмотрите, пожалуйста, как выглядели струнные инструменты древних цивилизаций: древнеегипетская арфа, древнегреческая кифара, лира. Поначалу люди извлекали звуки щипком, как при пользовании луком. Значительно позже было обнаружено, что звуки можно извлекать не только щипком или каким-нибудь предметом (плектром), но и от удара по ним палочкой. Первые ударные струнные инструменты появились приблизительно 3500 лет до нашей эры. Вопрос 1: Назовите детали увиденных древних струнных музыкальных инструментов (струны, дуга, корпус, резонатор, сколько струн – столько звуков) Вопрос 2: Какое отношение имеют выше перечисленные факты к появлению фортепиано? (изобретение струн, резонатора, которые тоже есть у современного фортепиано) Вопрос 3: Каким образом извлекаются звуки на фортепиано? (клавиши + молоточки + струны + резонансная дека) Педагог: Продолжим наше увлекательное путешествие по истории и удивительным фактам, случившихся в культурной жизни людей. Давайте мысленно перенесемся в Древний Египет, в III век до нашей эры. Александрия – город роскоши, богатства, культурный центр. Механик и инженер Ктезибий изобрел уникальный музыкальный инструмент, где в одном звуковом комплексе он соединил трубки разной длины. Воздух подавался в трубки механическим дутьем при помощи водяного насоса. Способ взят из сельскохозяйственного метода орошения полей. Инструмент получился громоздким, с системой лопастей и бочек для воды. Он получил название гидравлос или водяной орган. Давайте рассмотрим этот уникальный инструмент. Вопрос 4: Почему трубы гидравлоса разной длины? (для извлечения разных звуков) Вопрос 5: Что это за интересный ряд, располагающийся на уровне рук музыканта? (клавиши) Педагог: Правильно, это клавиши. Но они не имели тогда функции вертикального нажима и были скорее рычагами. Музыкант манипулировал рычагами таким образом, что они исполняли роль задвижек. Задвижка открыла доступ воздуха к трубе – возник звук. Задвижка закрыла доступ воздуха – звук прекратился. Рычаги-клавиши двигались горизонтально. Это был первый в истории человечества клавишный много звуковой музыкальный инструмент. Только лишь инженер Марк Витрувий, живший в I веке до нашей эры, изобрел механизм вертикального нажима клавиш. Но в этом механизме отсутствовало возвратное движение клавиш, которое изобретут еще очень не скоро. Средневековье. Орган очень прочно вошел в жизнь людей. Посмотрите, пожалуйста, на разновидности органов. Люди отказались от громоздкой и неудобной системы подачи воздуха при помощи воды, и заменили ее на более удобные органные мехи. Органы были разных размеров. На слайде вы видите очень маленький органчик (портативный, то есть переносной) в руках юной девушки. Маленького размера мехи исполнительница приводит в действие движением другой руки. Также органы были средних размеров, где органисту помогает помощник – он ногами раздувает органные мехи для подачи воздуха. Были и очень большие органы. Они устанавливались в церквах и использовались на церемониях богослужения. Органы были удобны тем, что хорошо держали строй звуков, что было необходимо при церковном песнопении. Органы были разнообразны по форме, внешнему виду. Как нет двух одинаковых людей, так и не бывает двух одинаковых органов. Каждый инструмент оригинален, был украшением церкви. Особенно яркие в оформлении инструменты изготавливались в эпоху барокко. Наряду с органом были популярны струнные музыкальные инструменты (лютня, ребек, псалтири). Музыканты и инструментальные мастера задумались над возможностью соединить струны и клавишный игровой механизм. Вопрос 6: Какая деталь из механики будущего фортепиано была изобретена? (клавиши) Педагог: В глубоком Средневековье, во Франции в X веке, ученый монах и музыкант Одон изобрел органиструм. Рассмотрим картинку с изображением юной исполнительницы, держащей в руках органиструм. Вопрос 7: Что вы видите на картинке? Назовите части инструмента (корпус, струны, клавиши). Педагог: Это был первый струнно-клавишный музыкальный инструмент. Наличие примитивной клавиатуры существенно облегчало процесс игры на нем. В XV веке, в эпоху Возрождения, в музыкальном быту Европы распространился многострунный клавишный музыкальный инструмент – клавикорд. На этом инструменте играл И.С.Бах. Рассмотрим на слайдах клавикорды, чтобы иметь представление о них. Клавикорды были разных размеров и форм. Клавиши уходили вглубь инструмента и своими концами крепились к струне. На конце клавиш располагались тангенты, которые прижимали струну и приводили ее в колебание. Струны инструмента располагались горизонтально по отношению к музыканту и прямо пропорционально по отношению к клавиатуре. Клавиатура имела маленький диапазон. Клавиши были узкими и короткими, поэтому, при игре на клавикорде, было неудобно использовать первый палец. Клавикорды были, так же, портативными – ставились как ящик на стол. Они обильно украшались резьбой, живописью и были украшением интерьера. Приблизительно в то же время появился струнный клавишный инструмент – клавесин. Они тоже были разных форм и размеров. Они назывались по-разному, в зависимости от того, в какой стране были произведены. Клавиатура небольшого диапазона, клавиши, как и у клавикорда, узкие и короткие. Струны располагались в корпусе – от клавиатуры вверх по горизонтали. Отличие от клавикорда - способ звукоизвлечения. Звук извлекался заостренными перьями птиц, расположенными на втором конце клавиш, как бы щипком струны. Клавесины назывались поэтому – «оперенными». Клавиатура у клавесина называлась мануалом. Клавесины были двух и трех мануальными. При помощи специальных рычагов можно было сделать замену мануала и играть, например, вместо «тихо» - «громко». Мануалы делились на «f» и «p». При помощи рычагов можно было поменять и тембр инструмента. Рассмотрим на слайдах разные виды клавесинов. В эпоху барокко, в XVII-XVIII веке, происходит расцвет музыкального искусства, светской музыки, культуры. Появляется много новых музыкальных инструментов. Изменились музыкальные вкусы людей, повысились требования к музыке и инструментам. Расширилась и поднялась на новую ступень развития музыкальная культура. Музыканты не были удовлетворены слабым звучанием клавикорда и клавесина. Они искали способ получения сильного и яркого звука. Совершенствовать клавикорд и клавесин не было смысла, так как они были уже предельно усовершенствованы. В поисках яркого звука музыканты обратили внимание на старинные цимбалы, где звуки извлекались ударом молоточков по струнам. Итак, в начале XVIII века, итальянский инструментальный мастер Бартоломео Кристофори (1655-1731) изобрел первое молоточковое фортепиано, названное pianoforte (Hammerklavier). Рассмотрим этот удивительный инструмент. Внешне он отдаленно напоминает современный рояль. Б.Кристофори изобрел педали, демпферы-глушители. Первые инструменты Б.Кристофори не сохранились. До наших дней дошли только два инструмента итальянского мастера. Первый находится в Нью-Йоркском музее, но он претерпел серьезную реставрацию и мог утратить свой первоначальный облик. Второй – находится в музее Германии, вот он сохранился полностью. Фортепиано на протяжении последующих веков усовершенствовалось. Фортепианных мастеров было много, каждый из них вносил свою лепту в усовершенствование инструмента. Посмотрите, пожалуйста, как выглядят современные конструкции фортепиано. Их две: пианино, в переводе с итальянского – «маленькое фортепиано», и рояль, в переводе с французского – «королевский». Фортепиано- это общее название клавишно-струнных молоточковых инструментов. Мы закончили свое интересное путешествие по истории фортепиано. Вопрос 8: Пора подвести итоги. Назовите в хронологическом порядке последовательность «появления на свет частей фортепиано» (сначала струны, затем клавиши, и последний этап - молоточки) Вопрос 9: Что особенно понравилось и запомнилось вам из сегодняшнего рассказа? В чем преимущество, по вашим представлениям, у фортепиано? Поделитесь своими мыслями. Педагог: И в завершении нашего исторического путешествия, мы послушаем Полонез И.С.Баха, в исполнении Баевой Алины, ученицы 3 класса фортепиано. Это произведение было написано Бахом не для фортепиано, возможно – для клавесина или для клавикорда. Послушаем, как интересно Полонез звучит в фортепианном изложении (исполнение Полонеза). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как показывает практика, материал, изложенный в разработке, очень интересен детям. Они активно участвуют, утверждают, задают вопросы. Большое значение имеет красочное иллюстрированное сопровождение материала. Урок может проводиться как в классе, так и в большой аудитории. Интересно было бы позвать для участия в мероприятии родителей, для расширения их кругозора. Методическую разработку также можно использовать в качестве индивидуального занятия на уроке фортепиано. Формы проведения урока могут быть любые. Если задаться целью и охватить всех учащихся фортепианного отделения изучением данной темы, то, как конечный результат, можно устроить тестирование среди учащихся, на проверку усвоения учащимися учебного материала. Поставленная цель - расширение кругозора учащихся, достигнута. Учащиеся получили представление о культуре разных исторических эпох, познакомились с новыми музыкальными инструментами. Это имеет большое значение для исполнительского отделения школы искусств. Учащиеся-пианисты являются юными интерпретаторами, и им легче будет ориентироваться в общей массе музыкального наследия композиторов, относящихся к разным эпохам. Данная методическая разработка позволила решить задачи, поставленные в начале урока. Учащиеся познакомились с инструментами-предшественниками фортепиано. Выучили все составные части механики фортепиано. Провели связь между родственными инструментами, нашли схожие детали строения и схожие способы звукоизвлечения. Были сделаны выводы, и приоритет был отдан фортепиано. Учащиеся обозначили преимущества фортепиано перед его предшественниками: качество и сила звука, красочное свойство педалей, многообразие тембров, универсальность инструмента и яркая звуковая изобразительность. Учащиеся познакомились с, новой для них, профессиональной терминологией. Данная разработка имеет большое значение для педагога-пианиста, так как помогает решать главные задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения музыкантов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства. Ч.1 и 2 / А.Д. Алексеев – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – 415 с. 2. Алексеев, А. История фортепианного искусства. Ч. 1 / А.Алексеев. – М.: Музгиз, 1962. – 144 с. 3. Алексеев, А. История фортепианного искусства. Ч. 2 / А.Алексеев; Гос. муз.- пед. инст. им. Гнесиных. – М.: Музыка, 1967. – 286 с. 4. Друскин, М. Клавирная музыка / М. Друскин. - Л: Музгиз, 1960. – 284 с. 5. Зимин, П. История фортепиано и его предшественников / П. Зимин. – М.: Музыка, 1968. – 216 с. 6. Келдыш, Ю.В. Музыкальная энциклопедия. Т.5 / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с., ил. 7. Ливанова, Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. Том первый по XVIII век / Т. Ливанова. – М.: Музыка, 1983. – 696 с. 8. Ливанова, Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. Книга вторая. От Баха к Моцарту / Т. Ливанова. – М.: Музыка, 1987. – 470 с. 9. Слуцкая, Л. Теория и история исполнительского искусства // Музыкальная академия. – 2004. - №4. – с. 141-144. – ISSN 0869-4516 | |
Просмотров: 852 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|