Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
Демешко Ю.Н. ГККП Школа искусств «Жас дарын» г.Петропавловск ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ В гармоническом развитии подрастающего поколения среди других видов традиционного искусства важное место занимает хореография. Казахский народный танец является эффективным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического и патриотического воспитания, физического развития учащихся. Это синкретический вид искусства, который неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на лексику, художественно-образное содержание, определили тематику, сюжет, архетектонику этнохореографии. В учебных заведениях Республики Казахстан курс "Казахский танец" является одним из основных, самостоятельных, профилирующих предметов специального цикла в хореографическом образовании. Поэтому приобщение к казахскому народному танцу начинается в дошкольных учреждениях, затем средних школах, студиях, в центрах народного творчества. Изучение казахского танца в школах искусств является средством сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, возрождения в ребенке чувства своей родной земли, патриотизма, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества. На уроках народно-сценического танца подрастающее поколение учится хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Изучая казахский национальный танец можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, силу, выносливость, хорошую осанку у юношей. Учащиеся постигают народную культуру, традиции, дошедшие из глубины веков, и сохранившие богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа. Очень важно участие воспитанников в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры. Выступления на различных конкурсах и фестивалях, организация концертных выступлений открывают возможность для участников применять на практике полученные знания, умения и навыки. Для лучшего понимания практической реализации вышесказанного прилагаю методическую разработку открытого урока по народному танцу на тему «Элементы казахского народного танца на уроках хореографии». Цель урока: 1. Образовательная: учить детей танцевальным движениям в казахком характере и фантазировать. 2. Развивающая: формирование танцевальных навыков, творческий подход, интерес к народной хореографии. 3. Воспитывающая: воспитать чувства доброты, стремлению к познанию интересного, чувства патриотизма. Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический. Оборудование: форма учащихся, чешки – балетки, музыкальный центр, диски. Задачи урока: - изучение движений рук; - овладение вращениями в характере казахского народного танца; - проучивание танцевальной комбинации на основе изученного материала; - воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения. План урока: I. Организационный момент. Поклон обучающихся. II. Приветствие гостей. Вступительное слово педагога о содержании урока. III. Выступление учащихся класса: - разогрев кистей рук; - экзерсис у станка; - ходы и движения по диагонали; - обучение новым элементам – вращениям, показ учащимся новой комбинации в характере казахского вальса. IV. Этюдная работа: - танцевальный этюд в характере казахского народного танца «Кустар ани». V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Орнек». VI. Поклон. VII. Оценка учащихся. Подведение итогов выступления. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие гостей, поклон и представление обучающихся. II. Вступительное слово педагога. Ученики входят в класс. Учитель: Здравствуйте дети! Ученики исполняют поклон в казахском характере. Учитель: Дети, сегодня мы будем создавать с вами мотивы казахского орнамента – движениями рук, повторим позиции и положения рук, изучим вращения, новую комбинацию в характере казахского вальса. Вам необходимо проявить старание и раскрывать свои таланты. Но сначала немного об истории казахского танца. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахи - прекрасные мастера выражения танцем своего духовного мира. Их танцы просты и в них нет никаких трудных движений. Большинство танцев имитирует трудовую жизнь или движения степных животных. И как только начинается танец, сразу чувствуется ликующий и могучий порыв. В этих танцах чувствуется густое дыхание степи. Танец "Черный иноходец" живо и забавно изображает бравый вид, мчащейся по обширной степи, дикой лошади. Беркут - почитаемая казахами птица - стал героем в казахском народном танце "Беркут". Есть веселые, живые, юмористические танцы, имеющие сильный забавный характер. Среди них особо отличаются такие танцы, как "Хромая утка", "Медведь-ходун", "Хромой медведь", "Медведь-драчун" и др. Известный танцор Зарубай в начале 20 – х годов 20 века танцевал на Кояндинской ярмарке шуточный танец «Коян» («Заяц»), переодевшись в костюм зайца. Он прыгал на столе, словно заяц, не задевая при этом ни одной пиалы, выставленной на нем. В 1939 был создан первый ансамбль народного танца при Казахской филармонии (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. Исмаилов). Значительный вклад в развитие народного танцевального искусства внесла концертная деятельность народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира). Шара стала организатором танцевального ансамбля, собрала и записала музыку старинных казахских танцев, написала книгу о казахском искусстве танца. В настоящее время казахские танцы получили новое развитие, но не меняется, свойственный им, веселый, легкий и массовый стиль. Вопрос учащимся: Каковы особенности национального костюма? (Отвечают). Вопросы учащимся: Назовите и покажите основные позиции и положения рук казахского танца; - Есть ли различия в мужских и женских позициях? (Отвечают). Действительно, у юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны. В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого. Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д. Хорошо. А теперь проведем разогрев пальцев и кистей рук – порт де бра, В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости, что так важно для женского танца. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, как исполнять новые движения, а также их названия. Учащиеся повторяют движения за учителем и запоминают манеру исполнения и названия. «Турмаша» ( треугольник) На счет «раз» - руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз; «два» - кисти рук повернуть ладонями снизу - вверх: «три» - руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны; «четыре» - вернуться на счет «раз». «Шанырак» ( крыша юрты) На счет «раз» - руки раскрыть в стороны ладони вверх; «два» - руки притянуть к себе, присогнув локти на уровне плеч; «три» - руки поднять с открытыми ладонями вверх; «четыре» - соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты. «Кос оркеш» ( два горба) На счет «раз» - руки поднимаются мелкой вибрацией кистей по 2 - ой позиции; «два» - руки тем же движением переходят в 3 - ю позицию; «три» - правую руку положить на правое плечо; «четыре» - левую руку положить на левое плечо, локти направлены в сторону. «Буркыт тырнак» (когти орла) На счет «раз» - руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз: «два» - сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя; «три» - поднимая руки вверх, сделать три вращения кистями; «четыре» - сделать взмах руками (крыльми). «Ожау» (поварешка) На счет «раз» - руки раскрыть в стороны; «два» - правую руку поставить перед грудью , ладонь вниз; «три» - левую руку провести перед грудью к правой руке, ладонь приложить к локтю павой руки; наклон головы вправо – влево; «четыре» - повернуть кисть правой руки ладонью вверх. Учащиеся под руководством учителя по несколько раз отрабатывают движения, затем поочередно исполняют под умеренную мелодию казахского характера. Следят за плавностью и гибкостью рук и кистей, слушают музыку. Добиваются исполнения синхронности. Существует интересный казахский танец «Утыс». Утыс победа в результате танцевального соревнования. Соревнующиеся выходят по очереди и показывают сложные танцевальные движения. Если же соревнующийся не может повторить движения первого танцора, он проигрывает. А давайте проведем подобное соревнование, но будем наоборот, выбирать лучшего исполнителя. Кто желает первым показать движение рук и затем выбрать лучшего исполнителя? …(Игра заканчивается тогда, когда выбранный исполнитель затруднится показать не повторяющееся у предыдущих участников движение рук). Хорошо, спасибо. Но мы с вами в течение нескольких уроков изучали также и другие элементы казахского танца – которые были включены в комбинации у станка. ( Учащиеся подходят к станку). III. Выступление обучающихся: - экзерсис у станка (в казахском характере): 0. Разогрев стоп, корпуса, рук 1. Приседания 2. Скольжение-носок-каблук 3.Маленькие броски 4.Круг ногой 5.Низкие развороты бедра 6.Веревочка 7.Адажио 8.Большие броски 9.Прыжки Вопрос учащимся: Какие элементы казахского танца – и мужские и женские были включены в комбинации у станка? (Ответ). Элементы казахского танца - ходы и движения по диагонали: 1. Переменный шаг с каблука в сочетании с основными движениями рук (женские и мужские); 2. «Ход беркута» (перевод ноги с переступанием); 3. Шаг с пятки (перекат); 4. Боковой шаг с выносом ноги на каблук; 5. «Кошкар муйиз» («бараньи рога»); 6. - обучение новым виртуозным элементам – вращениям, элементы по диагонали с возрастающей по ходу исполнения степенью сложности: 1. «Шене» (руки «Донгелек»); 2. Шаги с поднятием колена в повороте (в женском и мужском характере); 3. «Сотеню»; 4. Переменный шаг с каблука в повороте; 5. «Жете» в мужском характере; 6. Шаг вальса и вальс в повороте; 7. На середине: припадание в повороте (руки- «оймак»); 8. «Былкылдак». Показ и проучивание с учащимися новой комбинации в характере казахского вальса на основе изученных элементов, построенной на исполнение сольных партий. IV. Танцевальные этюды: Танцевальный этюд в характере казахского народного танца «Кустар» («Птицы»). V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Орнек» («Узор»). VI. Подведение итогов выступления. Рефлексия. Оценка учащихся. Вопрос учащимся: Интересен ли вам казахский танец? Если да, то чем? Как считаете, овладели ли вы техникой исполнения казахского народного танца? Если нет, то в чем еще состоят трудности? Что необходимо изучить? Что вам дал сегодняшний урок? Оцените каждый себя по 5-бальной шкале. Домашнее задание: Отработать танцевальные комбинации в характере и запомнить названия движений. VII. Учитель: - До свидания ребята! - - - ученики исполняют поклон. Все хлопают в ладоши. Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем (синхронность), чистотой исполнения, артистичностью, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народно-сценического танца. Список литературы: 1. Конституция Республики Казахстан [Текст]: офиц. текст: от 30.08. 1995 г. – Алматы: Жеты Жаргы, 2015 г. – 120 с. 2. О культуре в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: закон РК: от 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК // http://www.zakon.kz 3. Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан: от 28 декабря 2015 года № 147 // Казахстанская правда. -31.12.2015 г. - №250 (28126) 4. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана [Электронный ресурс]: от 20 августа 2007 года // http://www.zakon.kz 5. Абиров Д. Т. История казахского танца [Текст]: учебное пособие / Д. Т. Абиров. - Алматы: Санат, 1997. - 160 с. 6. Абиров Д. Т. Казахские народные танцы [Текст] / Д. Абиров, А. Исмаилов; ред. Н. И. Львов. - Алма-Ата: Художественная литература, 1994. - 161 с. 7. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс Люкси, 2011. – 252 с. 8. Брусиловская Е. Булат Аюханов: Балет - это состояние души [Текст] / Брусиловская Е. // Казахстанская правда. - 2012. - №24. - С. 24 9. Боголюбская Л. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах [Текст]: учебно-методическое пособие / Боголюбская Л. – М.: Искусство, 2013. – 250 с. 10. Ткаченко, Т. Народные танцы [Текст]: Учеб. пособ./ Т. Ткаченко. – М.: Искусство, 1977. – 573 с.. | |
Просмотров: 955 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|