Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Демешко Ю.Н.
ГККП Школа искусств «Жас дарын»
г.Петропавловск

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

В гармоническом развитии подрастающего поколения среди других видов традиционного искусства важное место занимает хореография.
Казахский народный танец является эффективным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического и патриотического воспитания, физического развития учащихся. Это синкретический вид искусства, который неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на лексику, художественно-образное содержание, определили тематику, сюжет, архетектонику этнохореографии.
В учебных заведениях Республики Казахстан курс "Казахский танец" является одним из основных, самостоятельных, профилирующих предметов специального цикла в хореографическом образовании. Поэтому приобщение к казахскому народному танцу начинается в дошкольных учреждениях, затем средних школах, студиях, в центрах народного творчества. Изучение казахского танца в школах искусств является средством сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, возрождения в ребенке чувства своей родной земли, патриотизма, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
На уроках народно-сценического танца подрастающее поколение учится хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Изучая казахский национальный танец можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, силу, выносливость, хорошую осанку у юношей. Учащиеся постигают народную культуру, традиции, дошедшие из глубины веков, и сохранившие богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
Очень важно участие воспитанников в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры.
Выступления на различных конкурсах и фестивалях, организация концертных выступлений открывают возможность для участников применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Для лучшего понимания практической реализации вышесказанного прилагаю методическую разработку открытого урока по народному танцу на тему «Элементы казахского народного танца на уроках хореографии».
Цель урока:
1. Образовательная: учить детей танцевальным движениям в казахком характере и фантазировать.
2. Развивающая: формирование танцевальных навыков, творческий подход, интерес к народной хореографии.
3. Воспитывающая: воспитать чувства доброты, стремлению к познанию интересного, чувства патриотизма.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Оборудование: форма учащихся, чешки – балетки, музыкальный центр, диски.
Задачи урока:
- изучение движений рук;
- овладение вращениями в характере казахского народного танца;
- проучивание танцевальной комбинации на основе изученного материала;
- воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения.
План урока:
I. Организационный момент. Поклон обучающихся.
II. Приветствие гостей.
Вступительное слово педагога о содержании урока.
III. Выступление учащихся класса:
- разогрев кистей рук;
- экзерсис у станка;
- ходы и движения по диагонали;
- обучение новым элементам – вращениям, показ учащимся новой комбинации в характере казахского вальса.
IV. Этюдная работа:
- танцевальный этюд в характере казахского народного танца «Кустар ани».
V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Орнек».
VI. Поклон.
VII. Оценка учащихся. Подведение итогов выступления.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей, поклон и представление обучающихся.
II. Вступительное слово педагога.
Ученики входят в класс.
Учитель: Здравствуйте дети! Ученики исполняют поклон в казахском характере.
Учитель: Дети, сегодня мы будем создавать с вами мотивы казахского орнамента – движениями рук, повторим позиции и положения рук, изучим вращения, новую комбинацию в характере казахского вальса. Вам необходимо проявить старание и раскрывать свои таланты. Но сначала немного об истории казахского танца.
Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров.
Казахи - прекрасные мастера выражения танцем своего духовного мира. Их танцы просты и в них нет никаких трудных движений. Большинство танцев имитирует трудовую жизнь или движения степных животных. И как только начинается танец, сразу чувствуется ликующий и могучий порыв. В этих танцах чувствуется густое дыхание степи. Танец "Черный иноходец" живо и забавно изображает бравый вид, мчащейся по обширной степи, дикой лошади. Беркут - почитаемая казахами птица - стал героем в казахском народном танце "Беркут".
Есть веселые, живые, юмористические танцы, имеющие сильный забавный характер. Среди них особо отличаются такие танцы, как "Хромая утка", "Медведь-ходун", "Хромой медведь", "Медведь-драчун" и др.
Известный танцор Зарубай в начале 20 – х годов 20 века танцевал на Кояндинской ярмарке шуточный танец «Коян» («Заяц»), переодевшись в костюм зайца. Он прыгал на столе, словно заяц, не задевая при этом ни одной пиалы, выставленной на нем.
В 1939 был создан первый ансамбль народного танца при Казахской филармонии (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. Исмаилов). Значительный вклад в развитие народного танцевального искусства внесла концертная деятельность народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира). Шара стала организатором танцевального ансамбля, собрала и записала музыку старинных казахских танцев, написала книгу о казахском искусстве танца.
В настоящее время казахские танцы получили новое развитие, но не меняется, свойственный им, веселый, легкий и массовый стиль. Вопрос учащимся: Каковы особенности национального костюма? (Отвечают).
Вопросы учащимся: Назовите и покажите основные позиции и положения рук казахского танца; - Есть ли различия в мужских и женских позициях? (Отвечают).
Действительно, у юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны. В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.
Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.
Хорошо. А теперь проведем разогрев пальцев и кистей рук – порт де бра, В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости, что так важно для женского танца.
Учитель объясняет, рассказывает, показывает, как исполнять новые движения, а также их названия. Учащиеся повторяют движения за учителем и запоминают манеру исполнения и названия.
«Турмаша» ( треугольник)
На счет «раз» - руки раскрыть в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз;
«два» - кисти рук повернуть ладонями снизу - вверх:
«три» - руки поднять вверх над головой, соприкасаясь запястьями с тыльной стороны;
«четыре» - вернуться на счет «раз».
«Шанырак» ( крыша юрты)
На счет «раз» - руки раскрыть в стороны ладони вверх;
«два» - руки притянуть к себе, присогнув локти на уровне плеч;
«три» - руки поднять с открытыми ладонями вверх;
«четыре» - соединить средние пальцы рук над головой, одновременно ладони повернуть вниз, пальцы сомкнуты.
«Кос оркеш» ( два горба)
На счет «раз» - руки поднимаются мелкой вибрацией кистей по 2 - ой позиции;
«два» - руки тем же движением переходят в 3 - ю позицию;
«три» - правую руку положить на правое плечо;
«четыре» - левую руку положить на левое плечо, локти направлены в сторону.
«Буркыт тырнак» (когти орла)
На счет «раз» - руки раскрыть в стороны, пальцы раскрыты, ладони вниз:
«два» - сделать одно круговое вращение запястьями рук от себя;
«три» - поднимая руки вверх, сделать три вращения кистями;
«четыре» - сделать взмах руками (крыльми).
«Ожау» (поварешка)
На счет «раз» - руки раскрыть в стороны;
«два» - правую руку поставить перед грудью , ладонь вниз;
«три» - левую руку провести перед грудью к правой руке, ладонь приложить к локтю павой руки; наклон головы вправо – влево;
«четыре» - повернуть кисть правой руки ладонью вверх.
Учащиеся под руководством учителя по несколько раз отрабатывают движения, затем поочередно исполняют под умеренную мелодию казахского характера. Следят за плавностью и гибкостью рук и кистей, слушают музыку. Добиваются исполнения синхронности.
Существует интересный казахский танец «Утыс». Утыс победа в результате танцевального соревнования. Соревнующиеся выходят по очереди и показывают сложные танцевальные движения. Если же соревнующийся не может повторить движения первого танцора, он проигрывает. А давайте проведем подобное соревнование, но будем наоборот, выбирать лучшего исполнителя. Кто желает первым показать движение рук и затем выбрать лучшего исполнителя?
…(Игра заканчивается тогда, когда выбранный исполнитель затруднится показать не повторяющееся у предыдущих участников движение рук). Хорошо, спасибо. Но мы с вами в течение нескольких уроков изучали также и другие элементы казахского танца – которые были включены в комбинации у станка. ( Учащиеся подходят к станку).
III. Выступление обучающихся:
- экзерсис у станка (в казахском характере):
0. Разогрев стоп, корпуса, рук
1. Приседания
2. Скольжение-носок-каблук
3.Маленькие броски
4.Круг ногой
5.Низкие развороты бедра
6.Веревочка
7.Адажио
8.Большие броски
9.Прыжки
Вопрос учащимся: Какие элементы казахского танца – и мужские и женские были включены в комбинации у станка? (Ответ).
Элементы казахского танца - ходы и движения по диагонали:
1. Переменный шаг с каблука в сочетании с основными движениями рук (женские и мужские);
2. «Ход беркута» (перевод ноги с переступанием);
3. Шаг с пятки (перекат);
4. Боковой шаг с выносом ноги на каблук;
5. «Кошкар муйиз» («бараньи рога»);
6. - обучение новым виртуозным элементам – вращениям, элементы по диагонали с возрастающей по ходу исполнения степенью сложности:
1. «Шене» (руки «Донгелек»);
2. Шаги с поднятием колена в повороте (в женском и мужском характере);
3. «Сотеню»;
4. Переменный шаг с каблука в повороте;
5. «Жете» в мужском характере;
6. Шаг вальса и вальс в повороте;
7. На середине: припадание в повороте (руки- «оймак»);
8. «Былкылдак».
Показ и проучивание с учащимися новой комбинации в характере казахского вальса на основе изученных элементов, построенной на исполнение сольных партий.
IV. Танцевальные этюды:
Танцевальный этюд в характере казахского народного танца «Кустар» («Птицы»).
V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Орнек» («Узор»).
VI. Подведение итогов выступления. Рефлексия. Оценка учащихся.
Вопрос учащимся: Интересен ли вам казахский танец? Если да, то чем? Как считаете, овладели ли вы техникой исполнения казахского народного танца? Если нет, то в чем еще состоят трудности? Что необходимо изучить? Что вам дал сегодняшний урок?
Оцените каждый себя по 5-бальной шкале.
Домашнее задание: Отработать танцевальные комбинации в характере и запомнить названия движений.
VII. Учитель: - До свидания ребята!
- - - ученики исполняют поклон.
Все хлопают в ладоши.
Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем (синхронность), чистотой исполнения, артистичностью, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народно-сценического танца.

Список литературы:
1. Конституция Республики Казахстан [Текст]: офиц. текст: от 30.08. 1995 г. – Алматы: Жеты Жаргы, 2015 г. – 120 с.
2. О культуре в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: закон РК: от 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК // http://www.zakon.kz
3. Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан: от 28 декабря 2015 года № 147 // Казахстанская правда. -31.12.2015 г. - №250 (28126)
4. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана [Электронный ресурс]: от 20 августа 2007 года // http://www.zakon.kz
5. Абиров Д. Т. История казахского танца [Текст]: учебное пособие / Д. Т. Абиров. - Алматы: Санат, 1997. - 160 с.
6. Абиров Д. Т. Казахские народные танцы [Текст] / Д. Абиров, А. Исмаилов; ред. Н. И. Львов. - Алма-Ата: Художественная литература, 1994. - 161 с.
7. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс Люкси, 2011. – 252 с.
8. Брусиловская Е. Булат Аюханов: Балет - это состояние души [Текст] / Брусиловская Е. // Казахстанская правда. - 2012. - №24. - С. 24
9. Боголюбская Л. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах [Текст]: учебно-методическое пособие / Боголюбская Л. – М.: Искусство, 2013. – 250 с.
10. Ткаченко, Т. Народные танцы [Текст]: Учеб. пособ./ Т. Ткаченко. – М.: Искусство, 1977. – 573 с..
Категория: Дополнительное образование | Добавил: Юлия6250 (2017-12-12) | Автор: Демешко Юлия Николаевна E
Просмотров: 955 | Теги: национальная хореография, разработка урока, казахский танец, детям | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru