Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование |
«Забота о здоровье- это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский. Состояние здоровья учащихся – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, координации движений, деятельности органов дыхания. В этой связи для меня, как педагога хореографии актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков его физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности. Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Огромное значение имеет развитие чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства. Здоровьесберегающие технологии - одно из самых перспективных образовательных систем XXI века. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам, но ее главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой определенные цели и задачи. Цели: Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся для качественного обучения специализированным хореографическим дисциплинам и укрепления здоровья школьников. Задачи: - организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований; (организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья) - организовывать физическую активность учащихся с целью приобретения знаний, навыков и умений в области хореографического искусства с учетом возрастных особенностей; - поддерживать и укреплять физическое здоровье учащихся; - способствовать физическому росту и развитию учащихся, повышать адаптационные возможности организма школьников, улучшать состояния здоровья; - проводить профилактику гиподинамии; - пропагандировать безопасные методы хореографического труда; - усилить качество врачебного контроля за учащимися специализированных хореографических классов; - проводить санитарное просвещение учащихся, мотивировать на здоровый образ жизни; -создать условия для положительного настроя детей и ощущения у них радости в процессе обучения; -формировать у детей устойчивое понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела. Ожидаемые результаты: - улучшение, развитие физических данных учащихся -умение детьми преодолевать усталость - увеличение времени концентрации внимания на уроке - снятие умственной перегрузки - снижение нервно-психического напряжения - восстановление положительного энергетического тонуса -формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения данной проблемы мною был разработан документ «Техника безопасности на уроках хореографии», для регулярного проведения инструктажа учащихся и пропагандирования безопасных методов хореографического труда. (приложений №1) На занятиях я использую следующие элементы и принципы здоровьесберегающих технологий: 1.Грамотное построение занятия. ∙Подготовительная часть. Начальная организация воспитанников. Подготовка организма детей к предстоящей работе и нагрузке. ∙Основная часть. Наибольшая часть физической нагрузки. ∙Заключительная. Упражнения на растягивание. Восстановление сил организма после физической нагрузки. 2.Рациональная организация двигательной активности. -Дозировка физической нагрузки. -Правильный подбор упражнений. -Длительность выполнения упражнения. -Подбор упражнений. -Количество повторов. -Применения отягощения. -Темп и ритм движений. -Постепенное увеличение нагрузки. -От простых упражнений к сложным. -Чередовать упражнения с различной нагрузкой для определенных мышечных групп. -Темп проучивания движений сначала медленный, затем постепенно ускоряется. -Включение элементов танцевально-игрового характера. 3. Индивидуально-дифференцированный подход. В работе осуществляется индивидуальный подход к детям с разной двигательной подготовкой и разным физическим развитием. Создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей для каждого занимающегося. Одно и то же упражнение учащиеся выполняют в соответствии со своим физическим развитием. Часть детей выполняют задание в «чистом виде», а часть с усложнением и дополнениями. 4.Педагогика сотрудничества. -Между педагогом и воспитанником должны устанавливаться доброжелательные отношения, вызывающие у ребенка положительные эмоции, уверенность в себе, в собственных действиях и поступках. -Настрой на положительный результат, то есть быть уверенным, что дело под силу детям и педагогу. В своей работе я также использую здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования, такие как: 1.Ритмотерапия 2.музыкотерапия 3.улыбкотерапия 4.сказкотерапия (приложение №2) Для успешного обучения первого класса мною разработана программа «Ритмика» (приложение №3), включающая в себя вышеизложенные технологии, а также оздоровительные упражнения, направленные на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека. В ходе работы над темой самообразования проводился эксперимент с применением здоровьесберегающих технологий на уроках хореографии. В эксперементе участвуют учащиеся 1 класса в количестве 20 человек. Перед началом эксперимента был проведен мониторинг физических данных учащихся (растяжки, гибкости, выворотности .) В течении учебного года дети занимались по программе «Ритмика» (разработанной мною с применением здоровьесберегающих технологий).В конце учебного года по результатам мониторинга прослеживалась положительная тенденция улучшения растяжки, гибкости, выворотности, а также музыкальности и координации движений. Согласно Государственной программе развития образования и науки «ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в ХХI веке человека…», одними из которых являются навыки работы в команде, лидерские качества, и то и другое находит свое отражение в творческой работе моего хореографического коллектива. Особенно ярко прослеживается работа в команде при подготовке к танцевальным конкурсам, т.к. от каждого участника ансамбля зависит качество выступления коллектива, маленькая ошибка одного исполнителя может испортить впечатление зрителя и занизить оценку жюри. В течении трех лет использования здоровьесберегающих технологий, мною были достигнуты положительные результаты.(приложение№4) В таблице даны итоги участия детей (со 2 по 4 класс) в мероприятиях разного уровня. Рассмотрев данную таблицу мониторинга за три учебных года (2016-17,2017-18, 2018-19), можно проследить большой скачок в успеваемости детей, их профессиональном росте, ежегодном участии и достижении лучших, с каждым годом, результатов на конкурсах разных уровней. Можно прийти к выводу, что работа с детьми по данной методике (с применением здоровьесберегающих технологий) приносит устойчиво-положительные результаты. У учащихся 1-х классов заметно улучшились показатели физической подготовленности к занятиям хореографическими дисциплинами, такие как: растяжка, гибкость, выворотность. У учащихся 4 класса наблюдается улучшение техники исполнения движений, эмоциональной окраски, появляется чувство уверенности на сцене, развивается артистизм. У нескольких учащихся 9-х классов сформировалась устойчивая внутренняя мотивация к обучению. Каждый год среди выпускников хореографического отделения есть такие ученики, кто выбирает хореографию своей будущей профессией и поступает в Петропавловский колледж искусств на специальность «хореографическое искусство». « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении ». Жан Жак Руссо | |
Просмотров: 579 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|