Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Педагогические программы

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО – ПЕРЕКРЕСТКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Государственное коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа им. М. Горького, г. Шардара, Южно-Казахстанской области»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
________Давлетова В.И

Протокол № 1__от
«__27___»____08______2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ПО

____________Колдасова Г.К
«____»____________2016г. «Утверждаю»
Директор школы»
_________Башкараев А.Ж
Приказ № _____
от «____»_________2016г.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОГО КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО – ПЕРЕКРЕСТКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
( ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Содержание курса 10 класс
(Всего 34 часа; резервное время - 2 часа)

Тема 1. География – наука древняя и молодая (3 часа)

География - наука древняя и одновременно молодая. Становление науки географии. Условия возникновения географической науки. Современная география - это целая система наук. Объект изучения физической географии. География - многоотраслевая наука.
Географическая оболочка - сложная материальная система. Одна из важнейших задач современной географии.
География-многоотраслевая наука. Географические идеи Древнего мира, средневековья, эпохи Великих географических открытий.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения занятий: 1. Конкурс проектов.

Тема 2. География и искусство (3 часа).

Проблема отношения географии к искусству. Аспекты проблемы. Эмоциональное воздействие различных ландшафтов. Роль ландшафта в народном художественном творчестве.
Формы искусства: живопись, музыка, литература, архитектура, литература.
Образ: сущность понятия. Образы места, пространства, страны, ландшафта. Три группы образов.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Выставка произведений искусства (слайд-экскурсия)

Тема 3. Этническая география и искусство (3 часа)

Что изучает этническая география. Предмет науки. Связь с другими науками.
Антропология. Научные направле¬ния антропологии. Культурная антропология. Социальная антропология.
Методы этногеографических исследований. Полевые исследования. Топонимические исследования. Внутригосударственные и региональ¬ные, конфессиональные/и этнические конфликты

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Организация модели всемирного музея «Этносы мира» (1-2 урока); Слайд-экскурсия на ту же тему (готовится группой учеников).

Тема 4. География и архитектура (4 часа)

Человеческие сооружения. Зодчество. Идеи зодчества.
Архитектурные сооружения. Ценность архитектурных сооружений. Ландшафтная архитектура.
Региональная архитектура и культурный ландшафт. Носители существенных региональных различий. Культурный ландшафт. Исторически сложившийся культурный ландшафт.

Демонстрации: 1. Репродукции зодчества; 2. Выставка архитектурных сооружений;

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: турнир двух команд «Диалог архитектурных сооружений», создание авторских архитектурных сооружений


Тема 5. География и живопись (4 часа)

Природа в творчестве великих живописцев. Орнаментика и живопись. Географические особенности мира, глазами великих художников. Взаимосвязи географии и живописи. Анализ взаимосвязи географических понятий и приёмов живописи.
Явления и объекты природы в живописи. Взаимосвязи народного творчества и географии.
Поэтическое восприятие волшебной и естественной природы.
Русская пейзажная живопись. Казахская пейзажная живопись.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Слайд-экскурсия по музеям мира

Тема 6. География и литература (4 часа)

Связь географии с литературой. Слово- как описательный элемент в землеведении и страноведении. Произведения, связанные с географией
Художественная проза. Географические панорамы широкого макропейзажа, микропейзаж, сезонный пейзаж.
Стихи, связанные с географией. Чтение художественных произведений, связанных с географией

Демонстрации: 1. Художественный фильмы; 2. Выставка художественных произведений

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: интеллектуальная игра «Назовите произведение, фильм…»

Тема 7. География и музыка (4 часа)

Музыка, связанная с географией. Помощь музыки в раскрытии географии родной планеты. «Времена года» Чайковский П.И.
Музыкальные иллюстрации: сезонный пейзаж, пейзаж суши, пейзаж моря, вокальное изображение (песня).
Другие композиторы и их произведения

Демонстрации: 1. Музыкальные зарисовки

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Конкурс «Угадай мелодию», виртуальные концерты

Тема 8. География народного искусства (4 часа)

Особенности народного искусства.
Представление о наиболее известных центрах народного декоративно-прикладного искусства, сохраняющих исторически сложившиеся традиции местной культуры и ремесла.
Художественные промыслы, связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило формирование и дальнейшее развитие разных его форм.


Демонстрации: 1. Изделия народных промыслов

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Выставка произведений народного промысла

Тема 9. Сакральная география (2 часа)

Сакральная география. Понятие «священный». Сакральные объекты.
Географические «символы» стран. Концепции «живой» Земли.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: слайд – экскурсия по теме

Тема 10. Знаете ли вы, что? –
интересные факты об географии и искусстве (1 час)

Интересные сведения о географии искусства.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Викторина

Содержание курса 11 класс
(Всего 34 часа; резервное время - 2 часа)

Художественная география мира на рубеже двух столетий (1 час)

Региональные общности. Историко-художественные, социальные и национальные свойства искусства. Международные художественные выставки. Обзор художественной географии мира.

Тема 1. География, история, искусство стран СНГ (6 часов)

Географические особенности народного искусства стран СНГ. География народных художественных промыслов России, стран СНГ. Виды художественных промыслов в их пространственном аспекте: резьба и роспись по дереву, художественная керамика, резьба по кости, художественная обработка камня, художественная обработка металла, декоративная живопись на металле и лаковая живопись, вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество, ковроделие, искусство изготовления войлоков и плетения из чия, узорное вязание, ручная набойка, художественные изделия из кожи и меха.
Живопись стран СНГ. Связь народного творчества с природой. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ.

Демонстрации: Презентации по теме

Оригинальные формы проведения занятий: 1. Виртуальная выставка

Тема 2. География, история, искусство стран зарубежной Европы (4 часа)

Географические особенности народного искусства стран зарубежной Европы. Искусство Западной Европы в Средние века. Характеристика основных этапов развития средневекового искусства на примере самых прославленных и типичных памятников.
История зарубежного декоративно-прикладного искусства. Декоративно - прикладное искусство Западной Европы: интерьер, предметы мебели, ювелирные изделия.
Изобразительное искусство и живопись Западной Европы. Связь народного творчества с природой.

Демонстрации: Презентации по теме

Оригинальные формы проведения занятий: Выставка – галерея декоративно – прикладного искусства


Тема 3. География, история, искусство стран зарубежной Азии (4 часа)

Географические особенности народного искусства стран зарубежной Азии. Культурно-исторические памятники зарубежной Азии. Формирование локальных и мировых цивилизаций.
Искусство народов древней Передней Азии. Язык символов. Шумеры и аккадцы. Образцы шумерской скульптуры. Глиптика. Зиккурат.
Искусство Индии, Юго – Восточной Азии. Единство и различия культурно-исторических процессов в рассматриваемых регионах. Роль древнего и средневекового искусства. Проблемы “азиатского способа производства”. Особенности смены культурно-исторических эпох на Востоке; роль буддизма в этих процессах. Общность и различия идейно-эстетических основ искусства в изучаемых странах. Традиционные восточные культуры: “гуманизм” и “человечность”.

Демонстрации: Презентации по теме
Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Организация модели всемирного музея «Культурно-исторические памятники зарубежной Азии»; Слайд-экскурсия на ту же тему (готовится группой учеников).

Тема 4. География, история, искусство стран зарубежной Африки (4 часа)

Географические особенности народного искусства стран Африки. Основные черты искусства Африки.
Мифические существа Африки. Мумии Египта – это одна из загадок человечества. Величайшие памятники Африки – пирамиды и гробницы. Аномальный берег скелетов. Священные животные Египта. Наскальные рисунки – петроглифы. Африканские маски и их значение
Искусство тропической и Южной Африки. Различные стили африканского искусства. Эстетическая ценность изобразительного искусства Африки. Художественные проблемы искусства. Главные центры развития искусства народов Африки

Демонстрации: Презентации, составленные учащимися

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Слайд - Выставка произведений искусства стран Африки

Тема 5. География, история, искусство стран Северной Америки (3 часа)

Географические особенности народного искусства стран Северной Америки. Культура эскимосов Северной Америки.
Искусство индейских племён Северной Америки и Канады. Тотемы и священные колонны.
Культура Миссисипи. Цивилизации Нового Света

Демонстрации: Фрагменты фильмов про индейцев

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Викторина «Искусство индейцев»

Тема 6. География, история, искусство стран Южной Америки (4 часа)
Географические особенности народного искусства стран Южной Америки. Древние культуры ацтеков и майя.
Дворцово-храмовые архитектурные ансамбли потерянных городов. Декоративно-прикладное искусство.
Латиноамериканские песни и танцы.

Демонстрации: Презентации, фрагменты в/ф «Апокалипсис»

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Мини – концерт «Латиноамериканские песни и танцы»

Тема 7. География, история, искусство Австралии и Океании (2 часа)

Произведения искусства народов Австралии и Океании. Специфические особенности направлений в искусстве. Основные типы художественного творчества австралийцев. Основные типы художественного творчества австралийцев. Формы живописи. Наскальная живопись.
Тотемизм. Магия. Связь искусства народов региона с современной магией. Рисунок на чуринге. Стили геометрического искусства. Символика цветов в искусстве. Искусство папуасов Новой Гвинеи.

Демонстрации: Презентации, фрагменты в/ф «Джеймс Кук», «Н.Н.Миклухо – Маклай»

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Виртуальная выставка «Стили геометрического искусства и символика цветов в искусстве»

Тема 8. География, история, искусство Казахстана (3 часа)

Современные тенденции изучения истории искусств Казахстана. Евразийство — средоточие двух полюсов человеческой цивилизации. Евразийский тип мироотношения. Национальный менталитет. Основные ментальные факторы культуры Казахстана
История изобразительного искусства в Казахстане. Этапы развития профессионального казахстанского искусства. Воспевание красоты природы Казахстана в изобразительном искусстве.
Живопись и прикладное искусство Казахстана. Вклад русских художников в отображение жизни и быта казахского народа. Многовековая традиция развития прикладного искусства казахского народа.

Демонстрации: Презентации

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Выставка "Парад галерей"

Тема 8. Границы взаимовлияний.
Проведение выставки «География и искусство. (1 час)

Выставка работ учащихся связанных новыми научными направлениями на стыке географии и искусства. Тесное сближение географии и искусства. Связь культуры и духовных ценностей человека с территорией, занимаемой обществом

Защита проектов (1 час)

В начале учебного года учащимся был предоставлен список творческих проектов, которые они будут защищать на последнем уроке, готовясь к нему и подбирая материал в течение изучения курса

Темы проектов:
- Ландшафт и жилище человека
- Связь народного творчества с природой
- Национальные костюмы Европы
- Национальные костюмы Азии
- Национальные костюмы Африки
- Национальные костюмы Северной Америки
- Национальные костюмы Южной Америки
- Национальные костюмы казахов
- Необычные исторические памятники мира
- Искусство – наше богатство
- «Дорожная» одежда
- Здравствуй, музей!
- Историко-культурные памятники нашего района
- Необычные памятники нашего города
- Декоративное искусство в современном мире
- Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
- Вглядываясь в человека. Портрет.
- Взгляд на аналитическое искусство.
- Взгляд на символику
- Виды декоративного искусства.
- Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
- Визитная карточка нашей области.
- Витражи. Краски осени (зимы, весны, лета)
Категория: Педагогические программы | Добавил: marinakaryugina (2017-01-25) | Автор: Карюгина Марина Леонидовна E
Просмотров: 817 | Теги: avtor. plys | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru