СЕМЕЙНАЯ СРЕДА И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РЕБЕНКА Семейные условия, включая социаль¬ное положение, род занятий, материаль¬ный уровень и уровень образования ро¬дителей, в значительной мере предопре¬деляют жизненный путь ребенка. Поми¬мо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисе¬мейная атмосфера, причем эффект это¬го воздействия накапливается с возрас¬том, преломляясь в структуре личности. Практически нет ни одного социаль¬ного или психологического аспекта по¬ведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обуче¬ния зависели главным образом от мате¬риального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огром¬ную роль играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой, у родите¬лей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше «4») втрое выше, чем в группе се¬мей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохра¬няется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосред¬ственной помощи родителей. Помимо образовательного уровня ро¬дителей сильно влияет на судьбу под¬ростков и юношей состав семьи и харак¬тер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия ха¬рактерны для подавляющего большин¬ства так называемых трудных подрост¬ков, трудных в социальном (несовершен¬нолетние правонарушители) или в пси-хологическом (подростки с психиче¬скими отклонениями) смысле. |